1. Не волнуйтесь сами и успокойте соседей
Внезапная остановка лифта происходит либо из-за поломки механизма, либо из-за отключения электричества в доме. Если проблема в лифте, вам придется дожидаться бригаду лифтеров — тут ничего не поделаешь. Если же причина в нарушении электроснабжения, то не исключено, что вы выберетесь из лифта раньше, чем успеете испугаться, или даже спокойно доедете до своего этажа и уже там обнаружите, что из всего электрооборудования в доме работает только лифт.
Разве такое бывает? Да, дело в том, что лифты запитываются от двух независимых источников. Если аварийно отключится один, то автоматически включится другой. Чтобы максимально уменьшить паузу, возникающую в результате переключения с одного источника на другой, часто используется источник бесперебойного питания (ИБП). Именно он обеспечивает работу лифта те несколько секунд, которые требуются для перехода на резерв.
В случае повреждения сразу двух питающих линий ИБП дотянет лифт до ближайшего этажа и откроет двери. Дальше придется пешком, но это в любом случае лучше, чем сидеть в кабине и ждать спасения.
Если лифт застрял, то больше всего его пассажирам грозит собственная паника: они боятся, что лифт упадет. Опасения напрасны: лифт оснащен системой безопасности, в основе которой лежит механизм, придуманный еще в XIX веке конструктором Элишей Грейвсом Отисом. Его эффективность доказана самым наглядным способом — изобретатель поднялся в лифте на 10 м, а его помощник перерубил трос. Кабина при этом осталась на месте.
Но есть небольшой нюанс. В некоторых случаях лифт пролетает несколько метров, пока не сработают тормоза, — к этому тоже надо быть готовым.
Если лифт начал быстро двигаться вниз, нажмите кнопку «стоп» и примите максимально безопасную позу: присядьте на корточки, упритесь руками в пол и прижмитесь спиной к стенке. Если в лифте имеется поручень, лучше крепко ухватитесь за него. Сразу после остановки лифта следует связаться с диспетчером.
2. Свяжитесь с диспетчером
Сделайте это хотя бы ради собственного спокойствия, хотя диспетчер и так практически наверняка знает о происшествии. В частности, если остановка лифта вызвана срабатыванием электрических цепей безопасности, то сигнал об этом он получит автоматически.
Если диспетчер не ответил сразу, не стоит стучать по переговорному устройству, надеясь таким образом его починить. По тем же стандартам оно должно работать в течение всего времени, когда лифт доступен для пассажиров. Автоматическое тестирование канала связи осуществляется не реже, чем раз в три дня.
3. Используйте все каналы связи с внешним миром
Если в результате какого-то маловероятного стечения обстоятельств диспетчер не ответил вам сразу же, постарайтесь связаться с родственниками или знакомыми. У них точно получится дозвониться до обслуживающей организации и вызвать помощь.
Не исключено, что молчание диспетчера вызвано тем, что авария затронула несколько объектов, и он занят решением проблем других людей. В этом случае ожидание рискует затянуться, но не пытайтесь скоротать время просмотром видео или играми в смартфоне — целесообразнее поберечь заряд. Если станет совсем тоскливо, послушайте аудиокнигу.
Если сигнал сотовой сети не пробивается сквозь стены здания и техника оказалась бесполезной, не отчаивайтесь. Лучше громко кричать или стучать по стенкам, только последнее надо делать без фанатизма — доломать лифт в задачу застрявшего не входит.
После того как вы убедились, что сигнал о помощи получен, постарайтесь устроиться поудобнее. Даже если ждать недолго, это время имеет смысл провести с комфортом. Рекомендуется снять с себя лишнюю одежду и сесть на пол, предварительно что-нибудь на него постелив. Если жарко и у вас с собой есть вода, пейте ее в умеренных дозах: туалета в лифте нет.
4. Не пытайтесь нажимать на все кнопки подряд или раздвигать двери лифта
Первое бесполезно, второе опасно. Например, лифт начнет движение — одна неприятность тут же перерастет в другую. Два происшествия подряд — уже тенденция, которой разумнее избежать.
Единственное допустимое исключение — появление запаха дыма. Тут надо выбираться любым доступным способом, соблюдая при этом максимальную осторожность.
5. Иногда лучше пойти пешком
Категорически запрещается заходить в лифт при малейшем запахе дыма или гари. Если в шахту попадут токсичные продукты горения, то велика вероятность получить отравление. Даже если лифт благополучно доедет до нужного этажа, времени движения может хватить для того, чтобы здоровью пассажиров был причинен ущерб. Именно поэтому категорически нельзя пользоваться лифтами при пожаре — только пожарная лестница!
6. Как понять, что лифт неисправен и нуждается в ремонте
Осторожность — хорошее качество, если она не выходит за границы здравого смысла. Не бойтесь малейшего звука из шахты лифта: чаще всего шум вызывает перекатывание компенсирующей цепи, размещенной непосредственно под кабиной. Это абсолютно нормально — никакое механическое устройство не работает в полной тишине. Тем не менее есть несколько заметных признаков, указывающих на то, что лифт все-таки неисправен.
Уровень пола кабины относительно этажной площадки не должен превышать 3,5 см, а двери должны закрываться полностью. Если это не так, то это свидетельствует о начинающихся неисправностях, да и само по себе способно привести к проблемам: если отклонение по вертикали больше нормального, пассажир рискует споткнуться, упасть и получить травму, а в закрывшиеся не до конца двери может попасть часть одежды или какой-нибудь перевозимый предмет и зацепиться за что-нибудь снаружи.
Лифт должен двигаться без рывков и остановок, скрипов и скрежетов. Кабина сама по себе не должна уходить с этажа или приходить не на тот этаж. Не пренебрегайте и такой «мелочью», как моргание или выключение освещения.
Разумеется, обращайте внимание на механические повреждения лифта: выжженные кнопки, торчащие провода и т. п. Во всех подобных случаях лучше воздержаться от использования лифта и немедленно сообщить о проблеме диспетчеру. Часто своевременное устранение мелкой неисправности предотвращает более серьезные поломки.