Что будет с коммерческой недвижимостью после карантина?
Как будет со 100% вероятностью никто не сможет сказать, но можно провести аналогию с кризисами в 2008 и 2014 годах.
Любое экономическое падение в стране, моментально приводит бизнес в чувства, происходит масштабная оптимизация бизнес процессов, сокращения расходов. Все помещения которые были в ноле или приносили минимальную прибыль, собственники бизнеса до последнего пытались их спасти и держать на плаву за счет других прибыльных проектов, будут закрыты.
Уже многие ретейлеры заявили о том, что 30-50% их торговых точек, после окончания карантина не планируют открывать.
В плюсе окажутся стартапы которые перед карантином планировали развитие и для этого было все готово.
Сейчас для них будут:
- Лояльные собственники, многие из которых скептически смотрели на стартапы и при выборе арендатора предпочтение отдавали сетевому арендатору.
- Большой выбор готовых помещений, минимальные вложения в отделку помещения и подготовку технических коммуникаций к работе.
- Большой выбор помещений, приведет к демпингу цен.
Региональные клиенты для которых большие города были всегда дорогими и недоступными, будут открыты, можно ждать волну новых будущих сетевых клиентов.
Сетевые арендаторы в первую очередь будут пытаться сохранить существующие торговые точки, по мере восстановления потребительского спроса начнут арендовать новые помещения.
Именно такой сценарий развития рынка коммерческой недвижимости мы наблюдали в 2008 и 2014 годах.