Хочу поделиться с вами тонкостями риэлторского бизнеса. Это, вправду, непростая тема, вряд ли кто из риэлторов признается, что есть вещи, которые проверить на 100% практически невозможно. Их, по крайней мере, две.
Первая - семейные отношения. Для заключения договора купли-продажи недвижимости требуется согласие супруга (-и-) как на продажу, так и на покупку. Статья 35 СК. Причем согласие на продажу требовалось всегда, а вот на покупку – спустя несколько лет после начала приватизации и товарно-денежных отношений с жильем. Видно, очухались после того, как появилось множество несведущих жен, чьи мужья уехали в столицу на заработки в лихие 90-е, смогли быстро разбогатеть, накупить квадратных метров, обзавестить новой семьей и развестись со старой. При этом прежняя жена даже не подозревала, что может претендовать на гораздо большее имущество, чем ей предлагалось. Понятно, такие квартиры в дальнейшем могли стать предметом судебных разбирательств. То же самое с ЖСК (жилищно-строительными кооперативами) советского образца. Ведь квартиры в них приобретались на деньги из совместного бюджета даже в то бессребреническое, якобы, время ( которое - ты – мне – я тебе). Правовой базы не было никакой, бардак в бухгалтериях кооперативов царил (и царит) полный, тем не менее претензии продвинутых супругов могли иметь место.
Статус брачных отношений подтверждается свидетельством о браке (или его расторжении), а также штампом в паспорте. Ох уж, этот штамп в паспорте! В нашей стране его присутствию или отсутствию доверять нельзя. Приведу в пример случай из практики. Это было в середине 90-х, когда согласие на покупку уже являлось необходимым документом. Вышло так, что квартиру моего клиента пожелала приобрести служительница одной из московских церквей. Боюсь сползти к щекотливой теме – религия, вероисповедание и т.д…
Скажу сразу – отношусь с уважением (особенно, к десяти заповедям), но – скорее, агностик. Как и мой давний клиент-продавец. Тем не менее, когда нам назначили встречу для весьма практичных переговоров в «крестильной», мы были смущены. Напрасно! Вышел батюшка со словами: «Что ж вы на крыльце-то топчетесь?» (а топтались, потому что служба шла!), деловито провел в «крестильную» к накрытому щедро столу, и началась обычная торговля по поводу цены и условий сделки. Договорились обо всем. Лишь в самом конце я упомянула о согласии супруга («Ну, Вас-то этот вопрос вряд ли касается» - произнесла вскользь). Однако, «монашка» забеспокоилась. Приведу примерный разговор (как помню).
- М. А разве, надо такое согласие?
- Я. Да, по семейному кодексу.
- М. А без этого никак нельзя? Ну, как-нибудь договориться. В миру-то, в Костроме, у меня есть муж, пьющий, от него в приход сбежала и общаться с ним не желаю.
- Я. Нет, договориться нельзя. Надо согласие.
- М. А, если я паспорт со штампом «потеряю» и получу «чистый»?
- Я. М-м-м…. Тогда Вам придется заявление писать о том, что вы в данный момент не в браке и, м-м-м….. лжесвидетельствовать…..
- М. И только-то? Будет вам «чистый» паспорт!
Как говорится, без комментариев!
Действительно, никто из риэлторов и нотариусов «сыщицкую» работу не проводит (да и невозможно это!), а полагается на заявление гражданина о его семейном статусе. Это факт.
Вторая вещь – труднопроверяемая – наследство. Об этом писала уже. Проверить количество внебрачных детей наших мужчин нельзя! Не думаю, что кто-нибудь будет со мной по этому поводу спорить. А совсем недавний пример показал – есть проблемы и у женщин. Ко мне обратилась клиентка, чье право собственности оспаривает удочеренная ее тетей девочка (теперь уже пенсионерка, давно пропавшая из виду и за умершей не ухаживающая и даже не присутствовавшая на похоронах). И таких – несть числа…. Больно уж дорогие метры в Москве!
Каковы же практические рекомендации?
Не покупать «свежее» наследство (как правило, споры возникают в первый год после его оформления), указывать настоящую стоимость в договоре, обложиться максимальным количеством заявлений продавцов о семейных отношениях, «отсутствии других наследников» и пр…(тем самым переложить ответственность на них), бежать от «срочных» продаж по заниженной цене, прислушиваться к интуиции и здравому смыслу, посмотреть на людей, обратиться к специалистам.
Надеюсь, не запугала. «Не так страшен черт…» Всего хорошего!
Директор агентства Бабкина Лариса.
По наследству конечно шанс 50/50, некоторое время назад купил квартиру сразу после наследования в долях и ряда дарений на 1-го собственника, но все было в рамках семьи, при таких условиях + хороший дисконт, и мы согласились на эту авантюру.
Но тут правильно замечено, к знаниям нужна интуиция.
Ведь удача - это хорошо спланированная операция!