Часто сталкиваюсь с продавцами, пренебрегающими подготовкой своей квартиры к показу. Как и многие мои коллеги, эти продавцы придерживаются мнения, что предпродажная подготовка ни к чему.
Стоит отметить, что в определённых случаях покупатель готов предложить хорошую цену за квартиру, которая не выглядит "витринно". В каких случаях? Например, покупатель живёт за стенкой и мечтает без переезда увеличить жилую площадь за счёт соседней квартиры. Либо (был у меня в практике такой случай) покупатель вырос в этой самой квартире и много лет назад был вынужден переехать в другую, а сейчас желает вернуться. А чаще всего такая квартира по тем или иным причинам дефицитная - тот самый случай, когда спрос больше предложения. При этом мы с вами понимаем, что дефицитных квартир в мегаполисе меньшинство - по определению. А большинство - типовых, повторяющих друг друга планировкой, видом из окон, отделкой. Спрос на такие квартиры в известной степени стабильно низкий, учитывая ценовые ожидания продавцов.
И что же остаётся этим продавцам делать? Общепринятое мнение - снижать цену и ждать покупателя. И если профессионалы это прекрасно понимают, то для каждого собственника снижение цены - боль. Отсюда, кстати, растёт известный конфликт между собственниками и риэлторами. Но сейчас не об этом, друзья. Есть мнение, что стратегия ожидания и снижения цены - проявление слабой позиции на рынке. Русский "авось" конечно никто не отменял, но в XXI веке, когда у каждого гражданина в телефоне практически любая информация, на него полагаться глупо. Потому и страдают люди, которые задумали крупные перемены в жизни и для этого решили продать жильё. Что же есть сильная позиция продавца на рынке недвижимости? Ничего нового не отвечу - труд и ещё раз труд. Над чем трудиться - в каждой ситуации индивидуально.
К счастью, всё чаще наши клиенты воспринимают нас именно как специалистов по продаже недвижимости, а не как юристов, что бытовало десяток лет назад. И наша задача - уметь продавать. Сегодня мы можем себе позволить больше времени уделить именно этому аспекту деятельности, поскольку многие другие - сбор справок, составление договоров, проверки, регистрация перехода прав - занимают гораздо меньше времени и сил, чем в известные времена. Я ни в коем случае не агитирую коллег пренебречь определёнными компетенциями и снимаю шляпу перед теми, кто таковыми обладает. Но наши с вами глубокие познания и опыт в областях правовых и социальных не особо помогают нашим клиентам в скорой продаже их жилья на выгодных условиях.
При чём тут "романтическое свидание" в заголовке? Я начал статью с вопроса о предпродажной подготовке, а после налил, казалось бы, воды. А это только присказка. Во всём мире знают, что русские женщины самые красивые на планете. Отчасти благодаря национальной генетике, до которой в своё время не дотянулись цепкие лапы западноевропейской инквизиции. А в основном благодаря тому, что наши женщины умеют и любят быть красивыми. В магазине или на работе, забирая ребёнка из детского садика или музыкальной школы, просто на вечерней прогулке - везде наша русская женщина неотразима. И уж тем более на свидании. Давайте поговорим о свидании. Допустим, одну незамужнюю девушку пригласил в ресторан некий завидный жених. Допустим, она не обладает модельной внешностью. Очевидно, что день свидания для девушки будет особенным - она тщательно подготовится к вечеру. Все свои "недостатки" она умело скроет, а достоинства подчеркнёт. Она сделает всё, чтобы произвести на него самое лучшее первое впечатление и очаровать его. В её внешности всё до малейшей детали будет продумано и выверено. Чтобы повысить накал, она наверняка немного опоздает, заставив его поволноваться. И тогда с большей вероятностью жених влюбится и сделает ей предложение. А уже спустя время они ближе узнают друг друга и девушка сможет предстать перед любимым в "бытовом" виде.
И представим другую девушку, которую этот жених приглашал на свидание пару недель назад. Она пришла в ресторан вовремя, сразу после работы, уставшая. Не успела зайти домой и минимально подготовиться. Зачем, думала она? "Я итак хороша собой, у меня богатый внутренним мир. Если он не разглядит во мне алмаз, значит не достоин". Вот они мило провели вечер, разошлись и забыли друг о друге. Жених выбрал нашу первую участницу, а вторая осталась в гордом одиночестве.
А теперь внимание, вопрос. Что общего между свиданием и сделкой с недвижимостью? Завидный жених вместо покупателя, девушка вместо квартиры, а свидание вместо показа. По сути в обеих ситуациях происходят очень похожие ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ процессы. Конечно, при выборе квартиры покупатель более прагматичен, чем жених при выборе суженой. Но нам с вами, коллеги, известно, насколько сильно эмоции влияют на сделку.
Так нужна ли предпродажная подготовка квартиры? Ваши мнения, версии, опровержения - милости прошу в комментарии. Не стесняйтесь, пишите развёрнуто!
А ваш вопрос - он сродни вопросу - нужна ли реклама на ТВ? Нужен ли мерчендайзинг в магазина? Нужно ли чистить зубы по утрам? В принципе, кто-то этого не делает, но это уже давно стало просто правилом приличного тона. Не делать этого - смешно, сильно зацикливаться - глупо.