«Нынешний кризис, вызванный пандемией, носит больше психологический характер, чем экономический. По крайней мере, этот тезис подходит для первичного рынка жилья. Девелоперы - возможно, в панике - публично, заявляли о катастрофическом падении рынка. Но застройщикам жилья удалось перед пандемией накопить ликвидность, и эта подушка безопасности позволила им не скатиться в ту пропасть, где за пару месяцев оказались, например, рестораторы, туроператоры, отельеры.
⠀
В мае риторика застройщиков жилья изменилась: многие из них стали заявлять о росте продаж в конце весны. Не исключено, что это другая крайность: низкая база практически «мертвого» в плане продаж апреля может дать любые рекорды в мае. Сейчас важный индикатор для застройщиков - это платежеспособный спрос россиян, который на фоне пандемии и роста безработицы показывает снижение. От поддержки спроса и будет зависеть дальнейшее развитие событий на рынке первичного жилья.
⠀
Будущее девелоперов зависит от двух факторов, которые напрямую связаны с ипотекой. Во-первых, согласятся ли власти продлить и после 1 ноября 2020 года программу льготной ипотеки по ставке 6,5%. Во-вторых, жесткость банковского скоринга. Если эта процедура будет отсекать от ипотечных продуктов даже работающих сотрудников из пострадавших отраслей, то мы увидим рост отказов от предоставления кредитов на покупку жилья, а значит, застройщики лишатся определенного числа покупателей. Для девелоперов, привыкших жить от кризиса к кризису, очередной экономический спад может стать еще одним моментом истины. Если в прошлый кризис рынок обновился до такого уровня, что девелоперы стали трансформировать свои проекты в сторону повышения комфортности реализуемого жилья, то пандемия, по сути, «отцифровала» этот сектор экономики: уверен, что онлайн-покупки квартир станут в ближайшей перспективе массовым явлением».