Электронная коммерция
В нашей стране сетью Internet пользуется почти 80 % населения в сегменте старше 12 лет - это около девяносто семи с половиной миллионов человек. За счет увеличения интернет-аудитории объем онлайн-торговли увеличивается со стремительной скоростью. За 2019 год было оформлено 425 миллионов транзакций со средним чеком 3800 рублей. Выручка составила 1.6 триллиона рублей.
Как влияет уход в он-лайн на коммерческую недвижимость
Увеличение доли приобретаемых товаров через интернет оказывает непосредственное влияние на коммерческую недвижимость.
Активно открываются пункты выдачи интернет-магазинов и транспортных компаний. Только за 2019-й год было открыто 3 400 пунктов выдачи товаров «Wildberries» и более 1 500 пунктов выдачи и приема товаров транспортной компании «CDEK».
Через интернет приобретаются не только товары и услуги, растет доля приобретаемых через интернет товаров повседневного спроса. Согласно аналитическим данным за первые три квартала 2019 года в сегменте FMCG вырос спрос на 125% на кофе, на 122% на корм для животных, 103 % - шампуни, 82 % и 84 % - средства для стирки и зубная паста, соответственно. В ближайшей перспективе это приведет к росту спроса на такую услугу, как доставка продуктовой корзины. Продукты будут доставлять на дом и покупателей в off-line супермаркетах будет всё меньше.
На что ещё влияет рост он-лайн торговли? Увеличивается спрос на складские и логистические объекты, которые используются в качестве распределительных центров. По данным компании «Knight Frank» спрос на складские площади находится на максимальном уровне за последние 7 лет.
Склады и логистические центры
В связи с дефицитом и востребованностью качественных логистических и распределительных центров наблюдается рост строительства подобных объектов, включающих также дополнительную инфраструктуру.
За последние 5 лет в Тюмени построено 4 крупных логистических центра – для ООО «Тандер» (продуктовый ритейлер «Магнит») площадью 200 тысяч квадратных метров, распределительный центр «Х5 Ритейл Групп», логистический центр в Ялуторовске «СПС-Инвест» («Красное&Белое») и объект компании «Партнер-Маркет». Благодаря реализации этих проектов появилось 2 200 рабочих мест, а федеральные и региональные ритейлеры оптимизировали свою логистику.
В Перми, в конце 2020 года на площади в 20 000 кв.м. заработает логистический центр «Почты России». Кроме автоматизированной системы обработки почтовых отправлений здесь будет организован участок обработки экспресс-почты EMS и зона фулфилмента, необходимая для роста рынка e-commerce в Прикамье. Мощность распределительного центра составит более 200 000 отправлений в день.
В Челябинске «Почта России» также строит свой логистический центр, запуск которого планируется на 3-4 квартал 2020 года. Площадь этого комплекса – около 20 000 квадратов, мощность этого центра аналогична вышеуказанному в Перми.
В перспективе в планах Челябинска реализация проекта Центр Международного сотрудничества «Атлас». Это многофункциональный, высокотехнологичный выставочный комплекс, включающий в себя не только распределительный центр класса "А" и транспортно-логистический комплекс класса "В", но и целый комплекс сопутствующей инфраструктуры: конгресс-холл, гостиницу, парк культуры, технопарки и выставочный центр. Срок реализации этого проекта – 2022 год. Объем инвестиций 42,3 млрд.руб.
Строительство новых логистических и распределительных центров дает регионам сотни и тысячи рабочих мест, а также является одним из важнейших направлений развития транспортной инфраструктуры.
Форматы ритейлеров
Большей популярностью как у покупателей, так и у инвесторов, в России пользуются форматы «у дома» и дискаунтеры. С целью экономии времени покупатели отдают предпочтение именно им. Доля же больших магазинов – супермаркетов и гипермаркетов сокращается. В связи с этим коммерческие площади в стрит-ритейле метражом 100-450 квадратов пользуются наибольшим спросом.
Популярность набирают так называемые фреш-маркеты. Так, в 2019 году компания «Х5 retail group» открыла свой новый свежий формат. В таких магазинах сделан акцент на продукты, готовые к употреблению. Здесь выпекают свежий хлеб и кондитерские изделия, широкий выбор свежих овощей и фруктов. Кроме того, на площадке нового формата «Пятерочки» располагаются постаматы и пункты выдачи заказов, приобретенных в интернет-магазинах. Вторым новым форматом для «Х5 retail group» станет жесткий продуктовый дискаунтер, развитием которого займется новый советник CEO Илья Якубсон.
Продуктовая линейка и внедрение нового формата магазина – это далеко не всё. «Пятерочка» тестирует одну из новейших технологий – Face-ID. Благодаря синхронизации Face-ID с банковской картой и системой распознавания лиц, в специально оборудованных магазинах оплата покупок будет совершаться автоматически.
Шеринговая экономика
С каждым годом всё больше людей предпочитают не владеть, а пользоваться продуктом.
В сфере коммерческой недвижимости одним из перспективных сегментов считается офисная недвижимость. Широкое распространение и высокий спрос на коворкинги и сервисные офисы наблюдается преимущественно в Центральной России.
Предпочтение отдается именно аренде, а не приобретению офисных пространств. Специалисты в офисной недвижимости выделяют следующие виды:
serviced offices – это полностью оборудованные и готовые к использованию офисы: с ремонтом и отделкой, мебелью и оргтехникой;
managed offices – это офисы, которые собственник готовит под конкретного арендатора;
co-working spaces – это офисы, которые сдаются в аренду по соглашению об использовании офисного пространства, как отдельными кабинетами, так и рабочими местами.
По прогнозам аналитиков PwC объем экономики совместного потребления к 2025 г. достигнет 335 миллиардов долларов против 15 миллиардов долларов в 2015-ом г.