
Сижу, значит, с ребенком в кафе, а тут звонок. Мужской голос представился работником департамента, занимающегося отслеживанием незаконной рекламы. Это вы, спрашивает, листовки свои на автобусных остановках клеите? Знаете, что за такие дела можно пойти на кичу по статье "вандализм"? Я в конкретных непонятках, вроде бы расклейщик по подъездам должен работать, какие к черту остановки? И почему меня должны за это судить? Отвечаю, что да, наверное, моя реклама, не спорю. Товарищ на том конце трубки помягчел, сказал, что так и быть - на первый раз прощает, но впредь... Короче, нам сверху видно все, ты так и знай. Пообщались с ним еще пару минут и оставил он меня в задумчивости.
Конечно, вполне понятно, что остановки общественного транспорта не место для рекламного спама, и правительство Москвы, еженедельно отряжающее дворников на очистку прозрачных стен от клея и обрывков бумаги, совершено резонно рычит на таких сити-маргиналов как я. Само собой, никто из риэлторов не стремится к открытому вандализму в отношении bus-stop - громить лавки, бить стекла, рисовать страшные граффити, обливать краской. Но с другой стороны, расклейщик хотел как лучше, не задумываясь о последствиях. Вот и лепил листовки на все подряд.
Однако, если рассматривать вопрос не с точки зрения махровой кампанейщины, а с позиции чистой логики, то не проще ли вместо того, чтобы тратить безумные деньги на дворников, сделать на каждой остановке доску для такой вот одноразовой рекламы. И вандализма не будет, и чистильщикам работы поубавится. Но нет, мы так не будем, нам ближе родной геморрой - создать проблему и решать ее с максимальным напряжением. Когда я поднял этот вопрос перед телефонным собеседником, ответ был ожидаем - мол, не нашего (и тем более, не твоего) ума это дело. Проще говоря, налицо подтверждение, что "обычному человеку" практически невозможно повлиять на формирование городской среды, в которой он живет. У нас есть всякие муниципальные депутаты, Мосгордума, мэрия, разные районные управы, и что? Хоть кому-нибудь пришла в голову мысль аккуратно прикрутить копеечный фанерный лист к остановке, чтобы тем самым убрать с нашего горба проверяющих, наблюдающих и прочих контролирующих личностей, живущих на деньги беспомощных горожан? Нет. Это говорит о качестве принимаемых в "коридорах власти" решений.
Да бог с ними. Я вот на днях случайно наткнулся на одном из каналов на фильм "Люблю тебя, чувак!". Не суть важно, какой там сюжет, важнее, что главный герой - риэлтор. Нормальный такой парень, очень позитивный, несколько растяпистый, но при этом крайне обаятельный. В какой-то момент он понимает, что ему не хватает личного пиара. Проще говоря, собственной рекламы для привлечения клиентов. В итоге его друг втайне от него размещает креативные биллборды вдоль оживленной трассы Лос-Анджелеса. Типа такой подарок к свадьбе от шафера. Смешные слоганы, реально: «License to sell» (по аналогии с Бондом «Лицензия на убийство»), «He`ll pimp yo condo (and yo` mommas too!)» (Он засутенёрит твою квартиру… И твою мамашу тоже!) и все а таком духе. С соответствующими надписям фото. Смело, свежо, круто. Человек не побоялся быть забавным, смешным, необычным. И тут мне подумалось, чего это у нас такого нет, а? Щитов в Москве свободных завались, кругом пустота, сплошь написано, что место сдается. Казалось бы, настоящий простор для продвижения себя любимого... Где оно? Где риэлторы, идущие в народ самым прямым и непосредственным образом? Почему на щитах кроме унылого однообразия с ценами на «перекресточный» шашлык и убогой «джинсы» вроде рекламы жилых комплексов больше ничего?
Может дело в расценках? В Лос-Анджелесе десяток биллбордов обошелся мужику в 8 тысяч долларов (срок размещения, правда, неизвестен). Во сколько обойдется такое удовольствие у нас? Либо вдруг возникнут вопросы в Роскомнадзоре, фильтрующим любой мало-мальски креативный контент. Но, скорее всего, проблема будет в наших людях. Непривыкшие они к такой рекламной подаче, им всё надо консервативно, безлико, плоско, рафинировано. Любое громкое и смешное «не как у всех» воспринимается в осуждающем ключе, мол, не высовывайся, будь как все, не лезь. Тем более, если речь идет об услугах. Жаль, что мы не увидим смельчаков, отважившихся на подобный эксперимент. Или увидим?