В последнее время в СМИ уделяется много внимания малоэтажным жилым комплексам. Причем речь идет не о 3–4-этажных домах с квартирами, а полноценных кварталах из ИЖС или таунхаусов. Что интересно, речь идет о контроле за оплатой коммунальных услуг за места общего пользования. И возложить его планируют на Государство.
Все очень логично, ведь сборы в коттеджных поселках за содержание подъездных путей, охрану и прочие блага цивилизации могут достигать внушительных размеров. И за коммунальные услуги, в том числе. Пока все это регулируется стихийно, многие собственники ИЖС платят за ненужные услуги.
Да и мы в компании отмечаем, что клиенты чаще интересуются объектами в муниципальных образованиях (селах, поселениях, деревнях), чем в коттеджных поселках даже с развитой инфраструктурой. В текущих реалиях в бюджете домохозяйств важна каждая статья – люди экономят и снижают ежемесячные платежи.
Однако, проблема есть и другого характера. Когда я изучал проект последних правок в акты и ФЗ, то все они ссылаются на будущий ФЗ «О малоэтажных жилых комплексах» (точная формулировка в проекте «в соответствии с Федеральным законом от ______ № ____ «О жилых комплексах, управлении общим имуществом жилых комплексов»).
То есть пока нет самого базового закона о таких комплексах, где бы однозначно была прописана его структура, типы домов, которые могут входить (предполагается, что ИЖС для круглогодичного проживания, дома блокированной застройки и инфраструктура комплекса). Все это обсуждалось в рамках проекта ФЗ от МинСтроя. И именно он должен определить понятия "малоэтажный жилой комплекс" и "общее имущество собственников индивидуальных жилых домов в малоэтажном жилом комплексе".
Однако пока ФЗ так и остается проектом.
В последнее время мы очень много говорим о создании координационного центра для руководства и стандартизации малоэтажного строительства. И это действительно очень важно. Сейчас мы видим большое количество разрозненных инициатив, важных и нужных (особенно в части развития инфраструктуры). Но не хватает системного подхода, координации экспертами-практиками рынка.
Именно поэтому некоторые инициативы (как последний проект с контролем коммунальных платежей) «бегут впереди паровоза» и решают частные проблемы, хотя не определено и не утверждено даже базовое определение МЖК.