«Росреестр» анонсировал выход цифрового ресурса объектов недвижимости в 2024 году. То есть на разработку есть еще почти 3 года. Что это — желание сделать более качественный продукт или банальная нехватка информации?
Я не раз говорил о том, что с базами объектов в РФ все не так технологично, как в странах Европы и США. В нашем случае речь идет только о базах ЦИАН, и ни «Виннер», ни другие агрегаторы составить конкуренцию ей не могут. В одном из Telegram-каналов был даже приведен пример и номер госзакупки, где «Росреестр» собирается избавляться от сайтов-двойников и ищет подрядчика.
Вопрос в другом. Взять хотя бы малоэтажное строительство. Мы работаем с 2009 года и готовы делиться информацией о наших объектах, аналитикой и опытом. Но мы точечный и локальный участник рынка, который не интересует регулятора из-за своего масштаба.
Есть план Президента, его надо выполнять. На рынок ИЖС один за другим тянутся «тяжеловесы»: ПИК, Ingrad, Самолет… Понятно, что в их понимании картинка рынка совершенно другая. И они выходят в новую нишу с мировоззрением «большого девелопера». И информация будет если не субъективная, то хотя бы не доскональная.
Если в цифровизации примут участие все игроки рынка, не зависимо от размера и потенциального влияния, от этого выиграют все. Банки будут понимать, как оценивать строительные работы в ИЖС, и процент одобрения ипотек увеличится. Со временем неизбежно придет эскроу, и к этому будут готовы все – банки, застройщики, клиенты. Ну и результат – комплексная и цифровая структура взаимодействия. То, чего хочет регулятор.
А если комплексная — значит и учитывать нужно всех.