Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия
Перспективы
Антон Митрофанов
9 сентября 2015
12 291
100
Вчера общался со своим расклейщиком и выводы из разговора получаются совершенно безрадостные. Он ведь не только мои объявления клеил, но и других заказчиков - разные окна-двери, шкафы-купе, какие-то торговые акции с шубами и прочее. По 1.5 рубля за штуку. Т.е. идет вдоль дома и лепит на доски сразу по 4-5 листовок. А сейчас признался, что с работой скверно - те фирмы, которые еще пару месяцев назад размещали подъездную рекламу, офисы позакрывали, деятельность прекратили. "В живых" остались только парочка риэлторов типа меня и случайные приработки.

Собственно, подобные вещи четко показывают сколь сильна воронка, затягивающая экономику в черную дыру: сначала рубится под корень платежеспособность населения, следствием этого идет разорение мелкого и среднего бизнеса, после новые увольнения, а потом заезд на новый виток снижения платежеспособности и т.д. Проще говоря, мы набираем обороты как вода в унитазе. В данных условиях никакая льготная ипотека не спасет положения, как ни спасет от эпидемии холеры таблетка анальгина.

Вопрос в том, что и как будет дальше? Куда пойдут цены? Где окажутся риэлторы? Мне тут все талдычат о некоторой активизации спроса на "вторичке" в сравнении с летним штилем. Я, честно говоря, её не вижу. Суеты, беготни больше стало - это да. Стажеры носятся, высунув язык, звонят кому-то, чего-то там предлагают, лопатят базы. Итогом этой мышиной возни стало увеличение числа клиентских договоров. Да и то договорами назвать их сложно, скорее негласное разрешение на рекламу. Но ни количество сделок, ни суммы комиссии ни разу не выросли так, чтобы можно было сказать про какое-то серьезное усиление динамики. Более того, судя по наблюдениям, часть квартир собственники снимают с продажи. И я людей очень хорошо понимаю, т.к. при нынешнем положении дел мало кто хочет тупо слить недвижку за бесценок (в их понимании). Другие пока упорствуют. Но главное, я пока не вижу разворотной тенденции. В лидерах "сползания" по стоимости еще летом отметились панельки и пятиэтажки. Следовательно, за ними пойдут проседать кирпичи, "сталинки" и монолиты, т.е. реального дна мы еще не достигли. А ведь в 2009-м было иначе - летом цены на "дешевое" жилье развернулись, подтягивая за собой оставшийся рынок.

С другой стороны, застройщики после "черной пятницы" смогли убедиться, что даже 10-30% скидки не в состоянии обеспечить устойчивые продажи в первичном сегменте, а на одних sale-акциях далеко не уедешь. Себестоимость проектов не падает, а растет, при этом население нищает столь стремительно, что в лучшем случае у большинства граждан голова болит не о новой квартире, а о том, чтобы на еду хватало. Отсюда намечается парадокс - девелоперы, судя по всему, перестанут давать дисконт на свои объекты. Просто потому, что если у людей нет денег, то размер скидки значения вообще не имеет, соответственно, смысла скатываться в популизм нет. Подозреваю, падения цен на "первичке" ждать не стоит, разве что локально. Уверен, часть новостроек встанет в замороженном состоянии, а после перейдёт в залог банкам, что их финансировали, т.к. застройщики просто не потянут выплаты по кредитам. О том, что ждет в таком случае несчастных дольщиков я уже писал - безнадежное ожидание лучших времен, которые, судя по ситуации, настанут уже не в этой жизни. Однако если стабилизация "квадрата" в новострое не даст упасть вторичному рынку, то аллилуйя, ребята, мы еще поживем.

С риэлторами ситуация еще более непредсказуемая и, наверное, трагичная. Я лично после отпуска категорически отказался от навязчивого предложения начальства поруководить группой, от набора стажеров, от натаскивания на активный поиск, от проведения обучения и т.д. Мне не то, чтобы своего времени жаль, мне людей не хочется "убивать". Не вижу точки приложения усилий - рынок сжимается и оскудевает, работа новичков все больше похожа на безумный маховик, вращающийся исключительно вхолостую. Тратить собственные силы на его дальнейшее раскручивание считаю профессиональным преступлением. Если раньше (год-два назад) труд новичков кое-как вознаграждался, то сегодня он практически бесплоден, несмотря на утроенные старания.

Более того, вижу, как приходят в уныние опытные агенты, поскольку количество сделок не приносит тех денег, к которым они привыкли. Можно много говорить, мол, "арбайтен" надо лучше, новые методики осваивать, аукционы проводить и т.п. Фигня все это. Нормально мы впахиваем. По крайней мере, уж точно не хуже и не меньше, чем раньше. Но, как и наши клиенты, мы оказались в заложниках ситуации, на которую повлиять не в состоянии, а банальное правило "надо лучше/больше работать" уже не помогает. Здесь, думаю, требуется не зверское увеличение усилий, а наоборот - расслабление и отдых. Если не удается переплыть реку, надо дать течению нести себя вперед. Нужна некая смена вектора, перефокусировка на другое направление. Я, к примеру, планирую себе персональный сайт сделать, в топ его потихоньку вытаскивать, в контекстную рекламу запускать. Нормальный, креативный, грамотный, а не то отвратное го...но, которое вижу у других риэлторов. Время займет, конечно, прилично, но мне это интересно. На расклейку по услугам опять же готов тратиться, благо много денег она не отъедает, а результат есть. Возможно, что-то с выкупами получится. В общем, поменьше лишних телодвижений, побольше времени для себя любимого. Продажи в итоге все равно пойдут, а до того времени будет просто подготовка к рывку. Что станут делать остальные, я не в курсе. Но было бы интересно знать, как народ готовится к худшему. Есть тут желающие поделиться мыслями, а?
Авторы
Теги
100
Могут подойти
97 комментариев
14 сентября 2015, 15:40
Правливая статья, добавить нечего, кто-то еще поймает деньжат на мини волне вместе с палением рубля под Новый год, ну а с января 2016 "веселье" для рынка будет еще трагичнее, сушите сухари, хаха.‌‌‌
Ответить
198/50 000
0/50 000
Игорь-3
14 сентября 2015, 22:39
Владимир, если цены в рублях заметно снизятся ( на вторичку) - то рынок вполне может и ожить. 30-40% падения цен по-моему вообще гарантируют бурные продажи.
158/50 000
Вася
16 сентября 2015, 15:52
В 2016 жду полного краха РН.
В 2017 возможно оживление,
при падении цены на 30-50%, в рублях.
103/50 000
Татьяна Стриж
12 сентября 2015, 16:33
Вставлю свои "пять копеек". Хорошо бы упорядочить рынок торговли недвижимостью в С. Петербурге. Совершеннейший хаос для "культурной столицы", второго по величине города России. Можно узнать, что планируется (есть ли проект, кто его воплощает или планируется воплотить) в данном направлении?
Ответить
291/50 000
0/50 000
Частный маклер
12 сентября 2015, 16:53
О каком хаосе идет речь, поясните?)
35/50 000
Эксперт
11 сентября 2015, 17:58
100%
И мысли и действия один в один с Антоном! По каждому пункту! Прям как в мою голову залез. :)
Ответить
103/50 000
0/50 000
Poherman
11 сентября 2015, 15:36
"Вопрос в том, что и как будет дальше? Куда пойдут цены? Где окажутся риэлторы? Мне тут все талдычат о некоторой активизации спроса на "вторичке" в сравнении с летним штилем. Я, честно говоря, её не вижу. Суеты, беготни больше стало - это да. Стажеры носятся, высунув язык, звонят кому-то, чего-то там предлагают, лопатят базы. Итогом этой мышиной возни стало увеличение числа клиентских договоров. Да и то договорами назвать их сложно, скорее негласное разрешение на рекламу. Но ни количество сделок, ни суммы комиссии ни разу не выросли так, чтобы можно было сказать про какое-то серьезное усиление динамики. Более того, судя по наблюдениям, часть квартир собственники снимают с продажи. И я людей очень хорошо понимаю, т.к. при нынешнем положении дел мало кто хочет тупо слить недвижку за бесценок (в их понимании)."

Думаю любой нормальный человек понимает что предыдущий рост был вызван притоком шальных денег, безумным объемом ипотеки при сохранении темпов ввода жилья, и поборами о которых сказано недонократно.
Ответить
1 028/50 000
0/50 000
Poherman
11 сентября 2015, 15:40
Отсюда вывод: если продолжать тоже самое, то в рублях недвижимость может и дорожать. Но поток долларов иссяк, и в этом случае, курс обновит новые рекорды. Т.е в долларах снижение будет значительно выше чем рост в рублях.
Что значит "за бесценок"? Неужели может быть непонятно что ситуация с ростом цен на недвижимость возможна ТОЛЬКО при росте цены на нефть? Иного пути нет, а этот маловероятен в ближайшие лет 5 точно.
430/50 000
11 сентября 2015, 12:58
Очень оптимистичная и реальная статья. Давно уже пора вытащить голову из песка и посмотреть жизни в глаза. Доход риэлтора полностью зависит от денег клиента, а если денег у клиента нет, ты хоть впахивай по 24 часа по самым современным технологиям - результат:потеря здоровья, отсутствие денег. Полностью согласен с Антоном по поводу. что делать? Не надо биться головой об стену.
Ответить
379/50 000
0/50 000
Олег Кирилин
Реалти 3Д
11 сентября 2015, 12:27
Да давно бы уже в тренеры перекрасились. У них сейчас золотое время) Уйма решений в ящике, как в кризис надо. И недорого берут ) Я вот лично, на Митрофанова бы сходил :)
Ответить
169/50 000
0/50 000
Анна Леонидовна
Антей
10 сентября 2015, 20:15
Я как-то вот верю, что напротив, мелкие и наимельчайшие агентства, сотрудники которых готовы работать "за кусок хлеба" и всякие-разные частники, с гонорарами размером с тарелку супа, как раз не пропадут. Если они, конечно, пришли на рынок не вчера. Они как раз и уйдут в этот "как бы отпуск за свой счёт", делая изредка сделки для поддержания спортивной формы, они могут себе это позволить, хоть и безо всякого удовольствия. А вот что будет с крупными корпорациями? С теми, что привыкли на всю катушку использовать бесплатный рабский труд стажёров и прочих наивных новичков? Может, уйдут из профессии те, кто ждёт первой-второй сделки по 5-9 месяцев и всем, и опытным, и толпе новичков - будет счастье?? :-))
Ответить
712/50 000
0/50 000
Евгений Веретильный
ОК-риэлти
10 сентября 2015, 22:09
В других отраслях тоже отток рабсилы. Они куда денутся? В 98 - 99 двинули в недвижимость, да здесь и остались....
113/50 000
Анна Леонидовна
Антей
11 сентября 2015, 01:19
Нуу, три недели назад, например, на подъезде два дня провисело объявление: "Требуется посудомойка в школьную столовую. Срочно. Полный рабочий день. З/п 21000" - человек будет иметь лимитированный рабочий день и завтрак-обед-ужин гарантирован. Чем плохо? :-))
260/50 000
Борис Д
11 сентября 2015, 11:04
Антон Митрофанов, вот еще всяких революций сейчас только не хватало. Результат мы можем сейчас наглядно наблюдать на примере соседней братской страны. Ну нафик. Что касается г. Ноябрьск и любого другого, то ничто не мешает лично каждому изменить свою жизнь и начать зарабатывать больше, даже не покидая свой город (интернет, надеюсь, там есть). Возможности есть. Это если есть сильное желание (и желание учиться). Например, я знаю людей с Украины, которые на интернет проектах зарабатывают тысячи долларов в месяц. Если же желания нет, то это ИХ выбор. Может быть их всё устраивает, да и побочные доходы (пусть и косвенные) наверняка у них имеются. А для предпринимателей такая ситуация тоже хороша - дешевая рабочая сила. Только на практике она в России не такая уж дешевая, как выглядит официально на бумаге. Возьмите любого на бмв или мерсе, да даже любого успешного риэлтера возьмите - много ли он получает официально на бумаге? Да, "нищие" они все в большинстве своем.

985/50 000
Антон Митрофанов
Автор
11 сентября 2015, 12:20
И что ж такого ужасного происходит в Украине? Если не считать аннексированного Крыма и нами же развязанной бойни на Донбассе? Да, им плохо. Да, есть проблемы. Но в любом случае их вектор куда верней, чем наш, несмотря на его извилистую траекторию. Я, честно сказать, совершенно не против революции, потому что отечественная власть иных методов влияния на жизнь страны непосредственно гражданами кроме бунта не понимает. У нас ведь как? Мысль «если народ не бунтует – значит, он всем доволен» превращается «если не бунтуют – значит, одобряют». При этом все формы обратной связи общество-власть, кроме прямого бунта, режимом заботливо дезактивированы, выключены. СМИ, выборы, даже любые формы «общественных слушаний» - все превращено в труху. Власти практически открыто говорят, что готовы прислушаться только к бунту. Попросту говоря, ВООБЩЕ НИКАКОГО ИНОГО ВЫХОДА, кроме как «одобрять ее целиком и полностью», нынешняя власть своему народу не оставляет. Даже теоретически. В своем роде совершенная, полностью герметичная конструкция. И выходит, что сместить ее законным образом нельзя (выборов как таковых нет); но и бунтовать против нее тем более нельзя, «потому что майдан!» И при этом отсутствие бунтов – в картине мира этой власти – само по себе означает ее полное одобрение народом.
1 286/50 000
Борис Д
11 сентября 2015, 17:50
А меня (лично меня) пока всё устраивает. Возможностей - море. Да и при желании можно уехать, куда угодно. Только зачем? Чтобы вместо 6% налога здесь платить 50% налог в европе? Зачем мне это? А остальное человечество пусть само о себе заботится. У меня нет желания кого-то "осчастливливать", тем более против его воли.
318/50 000
Виталий Черепнёв
13 сентября 2015, 14:51
Фига себе вектор правильный - национализм с фашистским уклоном, не, такой хоккей нам не нужен.
94/50 000
Сергей Михайлович
14 сентября 2015, 14:41
Виталию. У нас на всех кто думает иначе, чем власть имущие, сразу навешиваются ярлыки, типа "фашисты или националисты". Причем те, кто так говорит, понятия не имеют, что такое подлинный фашизм и национализм. Раньше, насмотревшись худ. фильмов про войну, считали, что все немцы фашисты, теперь, насмотревшись российских каналов, считают украинцев фашистами. При этом сами "отпускники", воюющие на чужой территории, белые и пушистые, выполняют интернациональный долг, защищая украинцев от украинцев. К сожалению, быстро забыты уроки Афганистана. Поэтому сейчас мы под санкциями, то есть по уши в дерьме. Историю нужно помнить, однако.
655/50 000
Не риэлтор
16 сентября 2015, 15:28
Да уж, с "правильным вектором" и "на Украине все хорошо" господин столичный риэлтор Митрофанов слегка увлекся. Учитывая, что большинство населения той же Украины так давно уже не считает) Даже как-то неловко ему предлагать перебраться из Москвы в этот заповедник европейской свободы. Романтик...
295/50 000
Сергей Михайлович
16 сентября 2015, 15:43
"большинство населения той же Украины так давно уже не считает". Уважаемый, а у Вас есть право говорить от имени большинства населения Украины? Вы, что опросили большинство населения Украины? Что то я не слыхал о таком опросе. Давайте будем каждый отвечать за себя. А то у нас в России по "просьбам трудящихся" тоже много чего наворотили. Крым вон тоже отжали у Укров по просьбам трудящихся, а у трудящихся никто и не спрашивал. Референдума о присоединении Крыма ни по всей Украины, ни по всей России не было. А в самом Крыму согнали местных продажных депутатов они под автоматами и проголосовали как надо. Впрочем, наши то депутаты не лучше, если их "хорошо" попросить они тоже проголосуют, как надо. Так, что не надо отвечать за всех.
752/50 000
Виталий Черепнёв
16 сентября 2015, 17:17
"Уважаемый", а у вас есть факты подкупа продажных депутатов или факты насильственного принуждения проголосовать как надо и куда подевался крымский референдум, на котором кстати были иностранные наблюдатели, которые не нашли фактов нарушения и подтасовки?
254/50 000
Борис Д
10 сентября 2015, 17:04
Сейчас (когда неизвестно, что будет через несколько месяцев) все заначки психологически превратились в подушки безопасности, по крайней мере частично. Так что если раньше человек для решения жилищной проблемы и легко грохнул бы всю свою копилку, то сейчас десять раз подумает.
Ответить
276/50 000
0/50 000
Дмитрий2
14 сентября 2015, 12:00
думаю, что при действительно серьезном снижении цены в рублях на вторичку все-же возможно заметное оживление рынка, так как единичные продажи идут даже сейчас ( когда хозяева уступают 10-15%). Квартира в Москве "кормит" в кризис сама по себе, так как даже если регионы лягут - в Москве жизнь все равно будет теплиться, как скажем даже в 90-е никто в Москве от голода не помер - а многие тогда тут и очень неплохо поднялись...
428/50 000
Poherman
10 сентября 2015, 12:19
"Антон Митрофанов, 10 сентября 2015, 07:52

Многие ждут обвала? Вы представьте себя на месте покупателя, увидевшего, что он произошел. Побежите брать? Нет, вы подождете еще, понимая, что впереди новый виток падения. Зачем покупать сегодня, когда через полгода будет еще дешевле? "

вот как раз есть тот предел "стоимость коробки" ниже которого точно не будет+ прибыль+минимальные накладные расходы. Для МСК думаю в 100тыс/метр уложиться абсолютно реально.
Ответить
481/50 000
0/50 000
Poherman
10 сентября 2015, 12:20
а проблема как раз в искусственном поддержании цены под девизом "остановим стройки, не дадим упасть цене"
106/50 000
Анна Леонидовна
Антей
10 сентября 2015, 20:29
Место покупателя, подчёркиваю, не бизнесмена, пытающегося угадать с выгодным вложением, а покупателя, пытающегося решить свою проблему с жильём - его место - аккурат между двух стульев: с одной стороны он ждёт, что всё жильё ещё просядет в цене и он купит что-нибудь эдакое.... а с другой стороны, как житель страны, вечно преподносящей своим гражданам сюрпризы, он ждёт чего-то ужасного с банками, рублями, да и с долларами тоже - потому что ждать хорошего он не привык.
И от этого у него страшная дрожь в коленках, растерянность и желание, чтоб побыстрее всё закончилось. Как в шторм на лодке, как на берегу в ожидании цунами, как перед оглашением приговора...
675/50 000
Дмитрий1
14 сентября 2015, 08:56
я думаю, что оживление может начаться при падении условного хруща-однущки у крайнего метро где-то до 3 миллионов, ну максимум - 3.5 миллиона. Тогда для многих "понаехавших" даже при 15% ипотеке купить может оказаться выгодней, чем снимать. То-есть на вторичку самого эконом-класса еще нужно по крайней мере 40% падение цен.
327/50 000
Сергей Хохлов
14 сентября 2015, 09:50
Согласен с Дмитрий1.
Если считать, что такая однушка - это в среднем 30-35 м2, то стоимость 1м2 будет 90-100 тыр.
Если считать что средняя зарплата в москве оценивается как 50 тыр., то учётом "коэффициента столицы" около 2 подтверждается соотношение "1 м2 жилья = 1 средняя зарплата".
298/50 000
Антон Митрофанов
Автор
14 сентября 2015, 11:10
Разворот в 2009 начался именно с того момента, как цены на 1-комн "хрущевки" упали до отметки в 100 тыс долларов, что на тот момент и было 3.2-3.5 млн. Такие квартиры с рынка смели за 2-3 месяца, обозначив переломный тренд.
223/50 000
Дмитрий2
14 сентября 2015, 11:56
Антон, всеобщий консенсус в том, что сейчас падение экономики и уровня жизни будет несравнимо глубже, чем в 2008-2009 гг, так как к низкой нефти добавляются санкции, возмодное повышение ставки ФРС и следовательно - рост доллара + Китай перестает быть "локомотивом" спроса на сырье. Поэтому упомянутый вами "разворот" сейчас возможен на более низкой отметке - скажем не 100 тыс долларов за однушку хрущ а 50-60 тыс. Опять-же - "понаехавшие" получают зарплату в рублях и будут брать рублевую ипотеку. Поэтому, именно падение цены в рублях более важно, чем падение в долларах . Я просто прикинул, сколько должна стоить однуха на вторичке, чтобы среднему "понаехалу" стало выгодней рискнуть и взять ипотеку а не арендовать. Сейчас по ипотеке при 30-40% первого взноса за однуху придется платить в 2-3 раза больше, чем за аренду. Именно в этом и лежит ключ. Либо ипотека на втоичку станет в полтора-два раза дешевле ( ниже 10%). Либо - на 30-40% должна упасть РУБЛЕВАЯ цена самого нижнего сегмента вторички. Вся соль именно в "невозможно высоком пороге входа" на рынок.
1 076/50 000
Сергей Хохлов
14 сентября 2015, 12:12
Дмитрий2!
А что по Вашем мнению может стать началом этого перелома в уровне цен(или ставок ипотеки)?
Какое событие/обстоятельство/сочетание условий ?
Все видимые игроки на рынке пытаются удержать старые уровни. Что их сдвинет?

257/50 000
Антон Митрофанов
Автор
14 сентября 2015, 12:42
Тут все опять упирается в психологию собственников. Ибо для подавляющего большинства из них вход в рынок тоже был слишком дорог, чтобы сегодня идти навстречу покупателям, будь они трижды в аналогичной ситуации.
211/50 000
Дмитрий2
14 сентября 2015, 18:57
Антон, если говорить о собственниках хрущей, то большая часть их получила бесплатно в наследство от "бабушки" и никак особо на рынок не "входила" - собственность просто свалилась им в руки. Я жду начала падения именно хрущей ( как все-же самого нижнего сегмента вторички) Думается - из России таки будет немалый поток отъяезжающих за кордон на ПМЖ , пытающихся сбежать от "возвращения 90-х" - вот на слив ими наследственных хрущей я и надеюсь.
447/50 000
Алексей
18 сентября 2015, 13:26
В 2009-м самая низкая цена в Москве была в Марфино у Ведис груп - 60 тыр. за метр.
82/50 000
Сергей Хохлов
10 сентября 2015, 09:27
Есть ли у застройщиков резерв для снижения цен продаж?

"Средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м жилых домов (без индивидуального строительства), построенных в июле 2015 года, составила для застройщиков 43,5 тыс. руб. (в июле 2014 года – 53,3 тыс. руб).
http://www.irn.ru/news/102348.html

Это ложная статистика или действительно себестоимость такая ?
До какой величины такая себестоимость может позволить снизить цены?
Ответить
467/50 000
0/50 000
Антон Митрофанов
Автор
10 сентября 2015, 09:34
Не надо путать себестоимость возведения бетонной коробки в чистом поле и реальную цену "квадрата" со всеми обременениями в виде дорог, школ, детсадов, доли города, благоустройства территории, плату за подключение коммуникаций и дикую коррупционную составляющую. Я об этом писал еще в июле, кажется. В итоге цена метра ни разу не 43.5 тыр выходит, а куда больше.
361/50 000
Poherman
10 сентября 2015, 11:45
согласен с Антоном. как чел работавший и в строительстве добавлю, что себестоимость может быть бесконечно высокой. пример: если заставить из 3 квартир отдать 2 как "долю города" то себестоимость вырастет в 3 раза, а можно заставить застройщика из 10 квартир передать городу бесплатно "для малоимущих" 9 и поднять себестоимость в 10 раз.
и эти льготные кредиты с одной целью: сдержать падение цен. такие высокие цены результат достигнут прежде всего, не высокими ставками, а поборами ввиде долей города, инфраструктуры, и прочих поборов.
543/50 000
Сейчас обсуждают
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости