Я как то озадачился вопросом, откуда появилась сама цифра комиссионного вознаграждения риэлтора в 6%. Почему именно 6? А не 5 или 10 или 2?
Почему сейчас 3% - понятно. Перестали платить 6%, и постепенно снизили до максимально приемлемой.
И вообще, откуда взялась сама процентная система оплаты риэлторской услуги?
А история, между тем, весьма забавна.
Риэлторы существовали и в Советском Союзе. «Маклер Марик» было имя нарицательное. В фильме «Опасный возраст» Александр Прошкина, показан образ советского маклера. Который, работал за фиксированную (и вполне внушительную) оплату.
А процентная система оплаты появилась благодаря АН «ИнтерОксидентал» и гражданину США Дэниэлу Коркарану.
Агентство недвижимости "ИнтерОксидентал" было создано в декабре 1991 года. Тогда его учредителями выступали Дэн Коркоран (он владел 51 процентом акций), и два петербургских предпринимателя (им принадлежало 49 процентов), Романенко ( по его приглашению Дэн приехал в Союз) и Семенов. Через два года предприимчивый американец стал единоличным хозяином предприятия, выкупив долю своих партнеров.
Именно он установил правила, по которым риэлторский бизнес работает до сих пор в России. И именно ему профессия риэлтор обязана столь сомнительной репутацией.
Дэн Коркоран привез сюда американскую технологию и обучил сотни сотрудников; и до сих пор во многих ведущих АН работают его бывшие агенты и менеджеры.
Невысокого роста, но излучавший колоссальное обаяние и энергию,Дэн Коркоран шаг за шагом обучал персонал агентства. Будучи превосходным менеджером и психологом, он собирал агентов по семь – десять человек в комнате и демонстрировал им, что такое эффективная работа с клиентом, читал лекции, даже выпустил небольшим тиражом специальное пособие для риэлтеров , скомпилированное из американских книг по маркетингу. «Коркоран был для нас гуру и Иисус Христос», – говорила одна из его учениц.
Главная цель была достигнута – агенты передавали опыт друг другу, вал сделок непрерывно рос, «ИнтерОксидентал» быстро стал лидером на питерском рынке недвижимости. Только в Питерском «ИнтерОксидентал», в трудилось шестьсот агентов.
Скоро филиалы АН «ИнтерОксидентал» заработал в Москве, и Нижнем Новгороде.
В Нижнем Новгороде Коркоран довольно быстро стал монополистом на рынке недвижимости, стремительно подмяв под себя пять-шесть мелких агентств.
С "ИнтерОксиденталом" работали далеко не все, а агенты имели репутацию "волков" в свободной охоте, не слишком обременяющих себя соображениями этики.
В 1997 году Дэн Коркоран отбыл сначала на Кипр, а после на историческую родину в США. Прихватив оборотный капитал фирмы и 1,5 миллиона долларов, принадлежавших его клиентам.
Это сейчас сумма в 1 500 000 долларов кажется небольшой. Но стоит вспомнить, что стоимость квартир в Петербурге. Стоимость 1 квадратного метра в Петербурге на тот момент не превышала 800 долларов. ( Да- да! 24 000 рублей за 1 квадратный метр. В историческом центре второго по величине города страны).
30 сентября 1997 года стало черным днем для более двух сотен клиентов «Интер-Оксидентала», оставшихся без денег и без квартир.
Только в Петербурге зависли около 240 "открытых" сделок, под которые внесены залоги. Зависли примерно 80 продаж, по которым уже оплачены значительные суммы.
Рынок вздрогнул.
Взаиморасчеты по сделкам проводились в то время через агентства. Пока документы находились на регистрации , вся сумма, равная стоимости квартиры, лежала в банковском сейфе агентства, и выдавалась продавцу после государственной регистрации сделки, выписки из квартиры и передачи квартиры покупателю. Кроме того, по сделкам, в которых еще только шла подготовка к нотариату, в агентствах лежали авансы, равные в то время 10% от стоимости квартиры. В больших агентствах параллельно проводилось множество сделок, и в сейфах скапливались колоссальные суммы.
Владельцы и управляющие агентств активно оборачивали средства клиентов – деньги вкладывались в срочный выкуп выгодных объектов недвижимости, в долевое строительство, в голубые фишки на фондовом рынке, а иногда и просто – в дорогие иномарки. При этом цели присвоить деньги никто не ставил – они просто использовались, прибыль от оборота отсекалась, деньги возвращались клиентам. Это было возможно, пока остаток средств в сейфах агентств подпитывался ежедневными поступлениями от новых сделок.
Как в любой пирамиде.
Клиенты других агентств, потрясенные пропажей денег в «ИнтерОксидентале», потребовали подтверждения сохранности своих средств.
Что бы это сделать требовалось выводить деньги из оборота. А это не всегда можно было сделать быстро. Задерживались выплаты клиентам за проданные квартиры, агентам с опозданием выдавались комиссионные за уже закрытые сделки, десятки агентств балансировали на грани банкротства.
В декабре 1997 года рухнул гигант – агентство «Дом Плюс». По разным оценкам, количество денег, которое потеряли клиенты, колебалось от 3 до 6 миллионов долларов.
Всех участников рынка недвижимости охватила паника. В течение полугода упали крупнейшие агентства Петербурга: «Дива», «Союз-Гарант», «Икстлан», «Клондайк», и десятки мелких фирм, названия которых. В работающих АН на досках объявлений постоянно обновлялись списки агентств, с которыми работать было уж опасно.
Скандал разгорелся нешуточный. И , благодаря СМИ, паника степным пожаром прошла по всей стране.
Крайне тяжело пришлось рядовым агентам, которые честно делали свое дело. Они стали заложниками ситуации. Регулярно появлялись страшные слухи, что «конкретные пацаны», потеряв деньги в рухнувших агентствах, начинали требовать их от агентов, проводивших сделку. Вынуждая их продать собственные квартиры. И что происходило, если агент не мог вернуть деньги браткам.
Агенты, работавшие в закрывшихся фирмах, продолжали вести дела с клиентами, потерявшими авансы, практически бесплатно – делалось все, чтобы закрыть сделки любой ценой. Смотреть в глаза пострадавшим клиентам был тяжело. Очень многие руководители наиболее успешных АН сегодня, это как раз те агенты, которые в 1997 году продолжали работать с клиентами вопреки обстоятельствам.
При этом рынок был невероятно активен. Всю осень и начало зимы, до нового, 1998 года, цены росли как на дрожжах, все выставленные на продажу квартиры буквально сметались покупателями. Пока не наступил дефолт 1998 года, и резко упал курс рубля. Что окончательно утвердило процентную систему оплаты.
Когда цена утром вырастает к вечеру более чем в 2 раза – то гораздо разумнее считать в процента от окончательной суммы сделки. А в 1998 году за три дня стоимость рубля снизилась на 400%!
Потом страна вошла в период «стабильности». А кризисная система оплаты, исчисляемая в процентах осталась. Вместе с сомнительной репутацией профессии риэлтора.
Как получить жильё в России в наследство из-за рубежа, объяснили в ФНП
6 мая 2025
