Сегодня хотелось бы поговорить о заполонивших Москву и не только «студиях», причем, эти объекты имеют к данному понятию весьма опосредованное отношение.
Когда-то, в далекие 1990-е и даже 2000-е трендом было скупать старые коммуналки в центре Москвы и Питера. Гегемоны проигравшего социализма с радостью направлялись в собственные однокомнатные владения в Бирюлево, Коровино и прочие окраины. И я не шучу, действительно с радостью, так как они получали пусть маленькие, но свои квартиры. В отличие от коммунальных будней, где «ждут боевого сигнала наточенные утюги».
Огромные расселенные «нумера» на Арбате с радостью скупали малиновые пиджаки бизнесмены новой формации и счастливо жили там, если не отправлялись в другие места или на кладбище.
К чему это вступление? Времена сменились, элитным жильем в Москве уже не удивишь, да и не каждая 3–4-комнатная квартира в центре потянет на элитную. Продавать надо, зарабатывать тоже. Всем, и недобросовестным инвесторам, в том числе.
Теперь никто никого не расселяет, а наоборот, большая квартира радостно дробится на студии. Которые на самом деле являются даже не комнатами в коммуналках, а просто долями в многокомнатной квартире, в 90% случаях с неузаконенной планировкой. Если это 1 этаж — в теории перенос мокрых зон узаконить можно, но сложно. Второй этаж над нежилым помещением — еще сложнее, но шанс есть. Выше — нельзя. Под вами будут жить люди, и 4 санузла по всей территории квартиры они могут «не пережить».
Все эти варианты подкупают лишь одним — ценой. На окраинах такие «10 квадратных метров» счастья могут стоить и пару-тройку миллионов. А в центре города предлагаются даже студии в старом фонде с 4 метровыми потолками. Тут и антресольный этаж можно сделать, и вообще – двухуровневый рай.
Я подобное видела в Петербурге. Там под антресолью еще как раз санузел запихнули, на свой страх и риск. Но это была комната в коммуналке с отдельным кадастровым номером. А не доля.
Что же происходит в случае «студий»? Все радостно при покупке подписывают отказы от преимущественного права покупки и живут. И вообще могут жить долго и счастливо.
Пока не придет представитель ЖЭК или УК, не пожалуется соседка, или не произойдет аварии. Тогда всех попросят либо согласовать перепланировку, либо вернуть в первоначальный вид.
То есть по факту никто никого не обманул? Жилье есть, собственность, хоть и долевая есть. Про то, что ипотека не подходят, все в объявлениях сразу пишут. Да, и насколько мне известно, на многих тренингах эти методы даже преподают. Цена такого квадрата взлетает в небеса, а стоимость студии, наоборот, доступна из-за ее малого размера.
Строить же жилье гостиничного типа, которое активно возводил почивший СССР около своих крупных предприятий (вспомним Боровую и Буракова у «Серп и Молот») никто не хочет. Зачем? Лучше на месте того же разорившегося «Серпа» уместить пяток «человейников». А когда и от них устанут — и их на студии поделить… Мы же рациональные инвесторы, верно?