Сегодня горячая тема во всех деловых СМИ новость об ужесточении «антиотмывочного» законодательства, в том числе и ужесточение контроля над сделками по недвижимости.
Адвокаты, нотариусы и бухгалтеры будут обязаны инициировать блокировку средств на счетах своих клиентов, входящих в черные списки Росфинмониторинга. Такая норма содержится в поправках в антиотмывочное законодательство, принятых Госдумой в трех чтениях и одобренных Советом федерации в конце прошлой недели.
https://www.kommersant.ru/doc/3915484
Мне захотелось вспомнить, а что сейчас по этому Закону (Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.07.2018)) требуют от участников сделок с недвижимостью.
Итак, согласно статьи 6 «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю» к таким относятся « … 1.1. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.».
То есть, фактически все, или подавляющее большинство, сделок на московском рынке недвижимости попадает под этот закон.
Теперь, вспомним на кого, по сделкам с недвижимостью по закону возлагают обязанности по мониторингу и контролю. Из статьи 5 «Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом» это «… организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; … Права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.» Таким образом, в законе упомянуты все профессиональные участники рынка недвижимости, ведущие легальную предпринимательскую деятельность. Ну и также статьей 7.1 Закон обязывает нотариусов, адвокатов и бухгалтеров по всем сделкам с недвижимостью проводить идентификацию своих клиентов.
Вот интересно, коллеги, кто-то из вас выполняет требования этого закона? Какой у вас опыт? Поделитесь?
Ну и в конце приходится сделать нерадостный прогноз, что исходя из тенденции нынешнего законотворчества, не далек тот час, когда все сделки по недвижимости будет подвергаться финмониторингу. Покупатель должен будет вывернуть карманы и указать в анкете, откуда деньги и сколько налогов заплатил, а в противном случае деньги заморозят. Продавцов, будет ожидать все тоже самое. Но самое печальное во всем этом то, что на уровень коррупции, это никак не повлияет, особенно на элиту бюрократии, а народу придется стать «прозрачнее».