Подмечено, что в периоды кризисов прослеживается четкая тенденция - на рынке резко увеличивается количество всяких "бизнес-тренеров" (именно в кавычках), предлагающих мощные рецепты заработка на увядающем спросе - прямо-таки победоносные алгоритмы работы с клиентами, призванные учетверить прибыль, утроить количество сделок и т.п. 99,9% этих людей - натуральные шарлатаны, фонтанирующие примитивной банальщиной, рассчитанной исключительно на впечатлительных дурачков, с которых, собственно, и собирается основная касса. Дурачки, понятно, обрадованные возможностью получить сокровенные знание за недорого, бегут заносить денег организаторам...
Я лично отношусь к подобным мероприятиям с глубочайшим недоверием, граничащим с откровенным презрением. Всякого рода "волшебные пилюли" типа тайных фраз в переговорах, "закрытых" и "открытых" вопросов, пауз в нужных местах, каких-то особых методах расклейки и прочий бред можно втирать совсем уж "зеленым" новичкам, готовых молча жрать любую психо-баланду по причине боязни "авторитета" такого вот лектора. Ведь, не дай бог, усомнишься или спросишь лишнее - затопчут, мол, тут человек дело говорит, а ты со своим скепсисом...
Но мы-то с вами ребята тертые, и как говорил персонаж "Ручечник" из известного фильма: "Не купишь меня на эту туфту". Это все к тому, что на днях мне предложили посетить... Нет, даже не мастер-класс, а просто встречу коллег - пообщаться, обсудить насущное, обменяться мнениями по поводу того, как жить дальше. Т.е. именно в таком формате все это было преподнесено. Однако на месте выяснилось, что вместо коллегиальных посиделок нам предлагается выслушать многочасовой "тренинг" по работе с клиентами от Елены Борисовны Валеевой.
Лирическое отступление. Елену Борисовну знаю давно, почти 10 лет. Женщина, на мой взгляд, незлобивая, любознательная, открытая, честная перед коллегами и клиентами, старательный качественный специалист, если не сказать трудоголик. И очень-очень, на мой взгляд, ранимая чисто в человеческом плане. Обижается иногда прямо как ребенок на всякую ерунду. Не стану сейчас говорить про ее успехи или неудачи в бизнесе, т.к. мне оно совершенно неинтересно. Плюс к тому является участником всяких общественных организаций типа МАР и т.д. Короче, перед нами портрет человека, искренне старающегося сделать мир лучше. В том числе и предлагая ознакомиться со своим личным опытом, накопленным за годы realty-деятельности.
Но, как известно, хороший человек - не профессия. И честно говоря, одной из причин недоверия к мастер-классам для меня является попытки "учителей" создать некий универсальный шаблон, под который надо подгонять клиентов, ситуации, контрагентов, сделки и все остальное. Отчасти это верно, но, ребята, мир настолько огромен и многогранен, а люди вокруг нас совершенно разные по уровню развития, воспитания, менталитета и возраста, что встраивать их в созданную систему координат, на мой взгляд, не всегда правильно. Живи мы в глухой таежной деревне с замкнутым обществом на протяжении, где ничего не менялось бы веками, то можно было бы проецировать какие-то ситуации по аналогии с тем, что уже с нами когда-то было, но рынок не стоит на месте - люди меняются вместе с развитием общества и технологий. Мне могут возразить, дескать, человек на протяжении тысячелетий восприимчив к алчности, злобе, боли, обману или ненависти. Равно как и сохранилась у нас реакция на тепло, холод, голод и жажду. Т.е. первичные эмоции, настроения и чувства не меняются на протяжении поколений, но сам социум, его законы, информированность стремительно меняют ритм жизни, создают новые ценности, деформируют психологию отношений, рвут ткань привычных нам шаблонов так быстро и лихо, что мы часто воспринимаем это как должное. Проще говоря, эволюция общественного сознания налицо.
Но дело даже не в этом, а в том, что лекторы вколачивают нам в головы лишь примитивные сентенции и некие переговорные уловки, вроде как помогающие "подцепить" граждан на кукан эксклюзивного договора, чтобы затем, используя другие приемчики, сбить цену до нужного уровня и продать квартиру. Вот и здесь мы увидели то же самое в исполнении Елены Борисовны. Я не против знаний, но если уж ты взялся за преподавательскую деятельность, то должен быть четкий план, диалог, взаимный интерес, способность ответить на любой вопрос оппонента так, чтобы у других слушателей больше вопросов не возникало. В конце концов нужен драйв, умение увлечь, создать хотя бы видимость интриги. А что нам предложили? Тотальную неспособность к принятию чужой точки зрения, крайне вялый стиль изложения, постоянные перепрыгивания с темы на тему, забывчивость, откровенную скуку. Разные околориэлторские байки, "бородатые" истории про клиентов и агентов, рассказы про то, что мотивирует лично Елену Борисовну на очередные свершения, отрывки из фильмов, которые безнадежно устарели и которые все и так уже видели. Зачем это? Каким боком оно имеет отношение к непосредственно работе, рекламе, поиску клиентов, статистике? Мне лично куда ближе аналитика, чистые цифры, т.к. именно они, а не эмоции, дают возможность хоть какого-то планирования. К примеру, какого рода объявления надо расклеивать в определенном районе для получения большего количества звонков? В каком количестве? В какой промежуток времени? Какого рода звонки будут приходить, как с этими людьми пытаться строить беседу? Где, блин, схемы, где статистика по принятым звонкам, затратам на рекламу, ее эффективность, CRM, соотношение площади офиса, количества агентов, проведенных сделках, принятых и переданных авансах, суммарной прибыли или убытках... Ничего нет. Вместо этого опять же мечтательно поднятые к потолку глаза, рассказы о былых победах, воспоминания...
Первая же попытка разыграть сцену "покупатель звонит агенту" закончилась обоюдной руганью и словами "так не бывает". Вторая попытка опять же утонула в бесполезных спорах и пререканиях. Много было сказано про преимущества эксклюзивного договора для клиента, но все это слишком банально и общеизвестно, чтобы делать из него гвоздь программы. Тактика вопрос-ответ здесь не имела успеха, т.к. если ты берешься говорить о полезности того или иного предмета, ты сам должен заводить аудиторию, объясняя людям "от и до", а на любой вопрос отвечать конкретно, быстро и точно, не растекаясь мыслью по древу.
Зачем-то стали рассуждать про важность МАР, РГР, СРО и прочих паразитирующих шараг, занимающихся неизвестно чем непонятно для кого. Клиентам, несмотря на уверения Елены Борисовны, глубоко насрать, состоит ли АН в этих организациях или нет. Если по итогам работы риэлтора ты лишишься квартиры или денег, ни одна МАР тебе не поможет - это факт. Если только морально утешит, хе-хе. Мне лично никогда не мешало работать и зарабатывать, не будучи участником вышеуказанных... Скажем так, организаций. Короче, снова мимо.
При этом, как я понял, Елена Борисовна, позиционирует себя человеком-легендой, преподавателем с хрен-знает-каким стажем. Что ж, в таком случае мне жаль ее учеников. Им после таких "знаний" надо срочно всё забыть и идти в Инком на стажировку, уровень тамошних начотделов в разы выше того, что я имел несчастье наблюдать вчера за свои же деньги.
Вывод. Если вы хотите зря потратить свое время и кровно заработанные рубли, чтобы целый день слушать подобный бред... Ну в общем, вы поняли. Чудаков на свете хватает. Остальным не ходить категорически.
А Елене Борисовне я бы порекомендовал вместо таких вот "мотивационных" мероприятий или решений вопросов "планетарного" характера в президиуме того же МАР забить на работу здоровенный болт и уйти в отпуск - настоящий, полноценный, до предела эгоистичный. Рынок всёравно полумертвый. На месяц минимум. И не в вонючем Крыму его провести, а в нормальной стране. Попутешествовать, полежать на пляже, посмотреть как люди живут там, где нас нет. Это в разы лучше прочищает голову, чем лекции того же шарлатана Димитриадиса или отрывки из "Гленгарри Глен Росс". Потому что я вчера увидел не классного профессионала (хотя в этом у меня нет никаких сомнений), а очень уставшую женщину, из последних сил тянущую лямку ради кого угодно, но только не себя.
Банки ждут снижения ключевой ставки со второй половины 2025 года
28 февраля 2025
