
Дефолт 98-го года провел жирную разделительную черту по судьбам многих людей, а более чем годичный застой на рынке недвижимости поделил и риэлторов на "бывших" и "удержавшихся". Опуская, как и в первом случае, финансовую составляющую тех тяжелых лет, рассмотрим, так сказать, фактор человеческий. Как же отразились экономические потрясения на качественном и количественном составе игроков рынка недвижимости?
К сожалению, многие представители "золотого" состава по различным причинам покинули поле. В лучшем случае они перешли на тренерскую работу - стали руководителями отделов, филиалов, создали собственные агентства, а в худшем, по причине уменьшившихся заработков и\или накопившейся усталости, ушли из профессии совсем. Но свято место пусто не бывает ...
Вторая волна волонтеров не заставила себя ждать. Были это в основном люди, чей мелкий бизнес лопнул, а создавать что-то новое не было ни времени, ни средств. Пришли челноки, торговцы товарами народного потребления, переводящие мелкий опт в розницу, бухгалтеры и экономисты малых предприятий, не выдержавших конкуренции, и другие несостоявшиеся ударники капиталистического труда. Пришли со своими понятиями о чести и достоинстве, о правилах конкуренции, об отношении к клиентам и контрагентам.
Нельзя сказать, что все сразу стало плохо. Стало хуже, но ещё терпимо. Ещё стояли очереди на собеседование в лучшую, на мой взгляд, школу подготовки риэлторов - "Арсенал", (а проходили отбор в неё лучшие из лучших кандидатов, за которых после выпускного экзамена дрались кадровые службы самых известных агентств). Ещё достаточно было личной расписки, данной своему коллеге в том, что положенная ему часть комиссии будет по окончанию сделки выплачена.
Ещё перезванивались между собой изрядно раздобревшие за годы сидения в мягких креслах тренеры команд участниц. Все ещё считалось дурным тоном сунуть втихаря свою визитку чужому клиенту, но мрачная тень тотальных мобилизаций всех и вся в компании-спруты уже замаячила на горизонте.
Серебряный век оказался короток. Два-три года - не более. Два-три года агент ещё был запоминающейся Личностью со своим индивидуальным почерком работы, человеком, самостоятельно принимающим решение по большинству профессиональных вопросов, Специалистом, знающим весь процесс от первого контакта с клиентом до торжественного вручения ему ключей от приобретенной квартиры.
Я не знаю точно, кому изначально пришла идея воевать не уменьем, а числом. По одной из
версий, потогонная модель ведения риэлторского бизнеса была привнесена извне американцем Дэном Коркораном, основавшем в середине 90-х агентство «Интероксидентал», прославившегося «броуновским движением» своих агентов. А его примеру последовали другие, сообразив, что если услуга востребована, а специалистов не хватает, то выход очевиден - срочно увеличивать число сотрудников. И несколько компаний практически одновременно стали делать одно и то же: брать на работу всех желающих попробовать себя в риэлторском бизнесе.
Газеты запестрели огромными объявлениями, сулящими быстрый и хороший заработок любому пришедшему. Как водится, для выигрыша темпа было пожертвовано качество. Вместо одиннадцати, команды стали выставлять на поле по двадцать, тридцать, сто и более не знающих правил, хаотично суетящихся игроков, особо не заморачиваясь тем, что мяч в конечном счете один на всех. Отделения агентств росли как грибы после дождя. Доморощенные школы "молодого бойца" с периодичностью в одну-две недели выплевывали сотни "специалистов по недвижимости".
99 из 100 этих "риэлторов-торпед" проводили в лучшем случае одну сделку на своих родственниках-друзьях-знакомых и бесславно заканчивали на этом деятельность...Рынок заполонили тысячи агентов-винтиков огромного механизма переработки клиентов, не имеющих представление не только об юриспруденции и психологии, не знающих названий городских улиц, и единственной целью которых было - сорвать максимальную комиссию. Так начался век деревянный...
(to be continued)