«Компромисс — это такая ситуация, при которой ни одна из сторон не получает желаемого…»
Вчера в «Московском Комсомольце» мы обсуждали резонансную тему бреши в законодательстве эскроу-счетов. Если кратко, срок действия счета при срыве срока строительства максимально составляет 6 месяцев. При больших задержках договоренности разрываются, и деньги возвращаются дольщику.
С одной стороны — это защищенность. С другой — дольщик остается без жилья, но с деньгами. Которые за это время существенно обесценились. Застройщики предлагают заключать дополнительные соглашения, которые некоторым покупателям не нравятся. Они хотят неустойку с застройщика (резонно, договоренности же нарушены). Если не приходить к соглашению, то как раз и реализуется вариант аннулирования с возвратом средств. И вроде как, покупатели пишут, что это даже выгодно застройщику. Так ли это?
Застройщик срывает сроки не по собственному желанию. Рост цен на строительные материалы в 2021 году привел к увеличению себестоимости объектов более чем на 40%. В наших договорах подряда всегда существует пункт о повышении стоимости контракта при увеличении цены ресурсов. Естественно, соразмерно росту цен и приложением подтверждающих документов.
Девелопер МКД стоимость не повышает, но испытывает такие же сложности с ресурсами. При этом он строит на заемные средства, ведь деньги дольщиков заморожены и защищены эксроу.
При возврате средств, как пишут герои сюжетов, девелопер действительно получает возможность реализовать жилье по цене готового объекта. Вот только когда достроит, введет в эксплуатацию и найдет покупателя. И все это в кредит под соответствующий процент и с накладными расходами (зарплата, аренда и далее).
Конечно, срок действия эскроу-счета надо продлевать и в ближайшее время Государство это сделает. А вот как поступать сейчас? Выход – гибкость и компромисс. Мы в 2021 году шли навстречу клиентам и замораживали стройку до стабилизации цен на материалы. Здесь тоже можно искать компромисс. Дольщикам — идти навстречу девелоперу в требованиях неустойки, ведь они тоже понимают, что за год стоимость их жилья выросла на 30–40% и это их прибыль, а не девелопера.
Девелоперу — не экономить на качестве строительства (чем грешат многие застройщики МКД, применяя самые дешевые материалы в целях спасения сметы и это приводит к резонным отказам клиентов подписывать акты передачи), понимать, что есть условия договора, а главное — понимать, что они прежде всего должны предоставлять качественный продукт. Новое жилье для клиента, возможно самое важное приобретение для его семьи на всю жизнь. А уже потом говорить о маржинальности.
Гибкость, ответственность и желание идти навстречу. Эти качества были и остаются ключевыми как для бизнеса, так и для личности.