Здравствуйте!
Планирую купить квартиру в поселке, с продавцом уже договорились. Квартира вроде чистая (один собственник, никто не зарегистрирован, но есть два документа основания права собственности:
1. Договор мены 2000 года (в результате право получили в разных долях собственница, ее сын и ее мать)
2. Договор дарения 2010 года (сын и мать подарили нынешней собственнице свои доли).
Т.к. квартиры в поселке стоят не слишком существенных сумм, все сделки там проводятся без участия юристов и нотариусов в местном МФЦ (там же составляют договоры), и мы также договорились об этом, но поскольку это моя первая сделка с недвижимостью, и ответов на глупые вопросы я не нашел, хотелось бы спросить у вас:
1. Требуются ли для сделки правоустанавливающие документы (поскольку договор мены у собственницы утерян, и на руках только договор дарения) или для регистрации перехода достаточно свидетельства (выписки из ЕГРН)?
2. Сотрудник МФЦ заберет все экземпляры ДКП для передачи в Реестр, а что до возвращения их оттуда останется у меня? Как потом доказать, что я подписал ДКП? Как быть уверенным, что сотрудник МФЦ доставит все документы в Реестр (например, согласие супруга)? Дадут ли опись взятых документов?
3. Самое главное - передача денег. У местных не практикуются банковские ячейки и аккредитивы, поэтому передача денег будет осуществляться переводом со счета на счет. Какой алгоритм обычно используется в этом случае? В МФЦ подписывают договор, потом идут в банк переводить деньги, после чего пишется расписка о получении денег? Проблема аккредитива в данном случае еще и в том, что нужно прописывать это в договоре, плюс заключать договор с банком, а это дополнительное время и деньги.
1. Ничего из перечисленного Вами (в том числе свидетельства и выписки из ЕГРН) не требуется для регистрации перехода права. Нужен подписанный сторонами договор купли-продажи в необходимом количестве экземпляров, оплаченная госпошлина (в Москве и области можно оплатить прямо в МФЦ) и паспорта участников сделки.
2. Вам дадут опись принятых документов. Вопросы, касающиеся гарантий доставки документов, следует обсуждать непосредственно с сотрудниками МФЦ. Я ни разу не слышал о фактах утери документов и если они и есть, то не носят массовый характер.
3. То, как производят расчёты в регионах, является порочной практикой. Вопрос применения безопасных способов взаиморасчётов, это вопрос переговоров сторон. Да, за аккредитив нужно заплатить. Хотя есть банки, где аккредитив оформляют бесплатно (МКБ, Форабанк). Да, условия взаиморасчётов следует описать в договоре купли-продажи. И скачивать образец договора из интернета - ошибка. Если Вы считаете, что можно/нужно без этого обойтись, то это Ваше право. Мы тут не помощники. Действуйте самостоятельно на свой страх и риск.