Мошенники, которые отбирают у людей жильё, оказывают на жертв психологическое давление. В ход идут различные манипуляции: создание атмосферы спешки, обещание выгоды, игра на страхах и лесть. О самых распространённых психологических приёмах квартирных аферистов рассказал РИА Недвижимости юрист Вадим Шабалин.
Игра на страхах
Мошенники стремятся запугать жертв, чтобы заставить их выполнять указания. По словам Шабалина, нередко аферисты представляются сотрудниками силовых структур, ФСБ или Следственного комитета. Они грозят наказанием, заставляя людей продать квартиру и перевести деньги на «безопасный счёт».
Статус
Некоторые аферисты используют более тонкие методы воздействия на жертв. Чтобы убедить человека в безопасности сделки, они создают образ респектабельного человека, VIP-персоны. Продавцом выступает человек, похожий на известного актёра, спортсмена или общественного деятеля. Некоторые мошенники создают респектабельную обстановку —☼ к примеру, арендуют дорогой офис в «Москва-Сити». Человек видит роскошь и теряет бдительность.
Эмоциональное давление
Ещё один популярный у аферистов приём — эмоциональный перегруз. Мошенники нагружают потенциальную жертву ненужной информацией, придирчиво проверяют договор, высказывают опасения и претензии. В итоге человек устаёт и хочет быстрее завершить сделку. В таком состоянии он может не заметить обман или согласиться на невыгодные условия.
Слишком выгодная сделка
Распространённый способ психологического воздействия — обещание выгоды. Мошенники предлагают квартиры значительно дешевле рыночной цены, объясняя большой дисконт срочностью. По этой схеме действуют те, кто продаёт жильё с привлечением подставных лиц, по поддельным документам. В итоге покупатель может потерять деньги и остаться без жилплощади. Шабалин рекомендует насторожиться, если стоимость квартиры слишком выгодная. Юрист советует помнить о том, что цены на рынке стабильны, а чудес не бывает.
Срочность
Нагнетание атмосферы срочности — ещё один такой психологический приём. Аферисты рассчитывают на то, что потенциальная жертва оформит сделку, не успев осознать происходящее. Поэтому они искусственно создают атмосферу срочности, рассказывая о чрезвычайных обстоятельствах или утверждая, что с понедельника цена вырастет.
Лесть
Некоторые аферисты пускают в ход обаяние и лесть. Они хвалят человека, стараются пообщаться в неофициальной обстановке и перейти на ты. Одновременно они собирают информацию о человеке в соцсетях. Вскоре выясняется, что продавец и покупатель — земляки, учились в одном вузе или имеют общие хобби. Всё это нужно, чтобы вызвать доверие, усыпить бдительность и убедить человека заключить сомнительную сделку.