Если квартиру ипотечного должника продали с торгов, но вырученных средств не хватило для погашения задолженности, обязательства заёмщика прекращаются. Об этом говорится в решении Верховного суда, сообщается на сайте РАПСИ.
Заёмщики купили квартиру в ипотеку в апреле 2016 года. Через некоторое время их финансовая ситуация ухудшилась, и они перестали вовремя платить по кредиту. Банк запустил судебное разбирательство. В мае 2020 года с должников взыскали в пользу банка более 2 млн рублей основного долга, около 100 тыс. рублей процентов и около 70 тыс. рублей неустойки. На заложенную квартиру было обращено взыскание, её выставили на торги на стартовой цене почти 2,5 млн рублей. Эту сумма на тот момент более чем на 200 тыс. рублей превышала сумму задолженности.
В мае 2021 года квартиру продали с торгов. Сумму сделки не разглашали. В 2022 году банк подал иск в суд, потребовав 335 тыс. рублей по процентам, начисленным с 23 января 2020 года по 2 августа 2021 года. Позже банк уменьшил сумму требований до 129 тыс. рублей. В банке заявили, что средств, вырученных от продажи квартиры, не хватило для полного погашения задолженности. Истец заявил, что в предыдущем судебном решении эти суммы не учли, их не удалось покрыть их за счёт продажи залога.
Суд первой инстанции отказал выполнить требование банка. Апелляция пришла к выводу, что начисление дополнительных не противоречит гражданскому праву. Кассация согласилась с выводами апелляции.
В банке настаивали, что после продажи квартиры обязательства заёмщиков не прекратились, так как суммы от продажи квартиры не хватило, чтобы полностью погасить долг и начисленные проценты.
Должники настаивали, что после продажи квартиры их обязательства перед банком прекратились. Заёмщики подчеркнули, что средств, вырученных от продажи квартиры, должно было хватить для погашения задолженности, и отметили, что банк пропустил срок исковой давности.
Верховный суд рассмотрел спор и пришёл к выводу, что апелляция не проверила все обстоятельства дела, связанные с продажей залога и выплатой долга. Не было уставлено, была ли сумма, вырученная от продажи квартиры, достаточной для полного погашения долга перед банком, куда был направлен остаток средств. Апелляция не исследовала обстоятельства обращения взыскания, не установила реальную цену, за которую жильё продали на торгах. Из-за этих неточностей суды неправильно разрешили спор. Без этих данных невозможно определить, прекратились ли обязательства должников после продажи залога. Верховный суд подчеркнул, что, согласно закону об ипотеке, все долговые обязательства должны быть прекращены после продажи залогового имущества. В том числе в ситуации, когда средств, вырученных от продажи предмета ипотеки, недостаточно для удовлетворения всех требований кредитора.
Апелляционная инстанция пересмотрит спор с учётом замечаний Верховного суда.