У жильцов одного из многоквартирных домов в Оренбурге образовался долг перед управляющей компаний за содержание жилого помещения. УК обратилась в суд, чтобы взыскать задолженность. Жильцы заявили, что часть долга они уже выплатили, кроме того, они попросили применить «ковидный мораторий». Дело рассмотрел Верховный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что жильцы не исполняли обязанность по оплате коммунальных услуги и содержания жилья. Из-за этого образовалась задолженность, которая подлежит взысканию. При этом суд определил размер долга исходя из расчетов, представленных истцом.
Апелляционная инстанция отменила предыдущее решение, уменьшив размер задолженности. Суд уточнил, что с жильцов ранее взыскали часть долга в рамках принудительного исполнения на основании приказа мирового судьи. Жители дома попросили применить к их долгу «ковидный мораторий» на начисление пени, но апелляция с этим не согласилась. В этой ситуации мораторий не может быть применен, так как спор жильцов и управляющей компании разрешался после пандемии коронавируса. С этими выводами согласился Кассационный суд.
Спор дошел до Верховного суда. ВС обратил внимание на то, что мораторий действовал в отношении пеней и штрафов за период просрочки с 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года. При этом расчетный период поставки коммунального ресурса, оплата которого просрочена, не имеет значения, если основной долг образовался до 6 апреля 2020 года. Согласно выводам ВС, неустойка должна быть начислена за весь период просрочки, за исключением периода моратория. Управляющая компания начисляла жителям дома пени в период действия моратория, но нижестоящие суды не учли этот факт, подчеркнул Верховный суд. Помимо этого апелляционный суд, снизив сумму долга, не привел необходимых расчетов. По материалам дела невозможно точно рассчитать размер неустойки и определить период ее начисления.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС направила дело на новое рассмотрение.