2024 год был непростым для рынка недвижимости. Массовую льготную ипотеку свернули, ключевая ставка перешагнула отметку 20%, а ставки по рыночной ипотеке обновляют рекорды. В таких условиях слова и фразы, привычные для участников рынка, стали вызывать у застройщиков, риелторов и покупателей нервный тик.
В компании Plus Development составили список «вредных» слов и фраз, которые вызывают у участников рынка смешанные реакции.
«Ипотека». Это слово недавно было самым популярным, особенно если речь шла о доступных льготных кредитах. При ставках на уровне 25% годовых жилищные кредиты воспринимаются как роскошное излишество. Людям нужно жильё, но желающих покупать его по рыночной ставке мало. Застройщики ищут альтернативы, чтобы привлечь покупателей.
«Первоначальный взнос». Накопление средств на первоначальный взнос — одна из самых сложных задач для покупателей. Сейчас комфортный для многих первый платёж 10% остался в прошлом. В среднем нужен первоначальный взнос около 30% цены жилья.
«Скидка». Это слово в нынешних реалиях лучше использовать с осторожностью. Дисконт в 100 тыс. на квартиру стоимостью 10 млн не вдохновляет покупателей.
«Цена квадратного метра». В этом году «квадраты» начали сравнивать с биткоинами в 2021 году. Они есть, но не очень доступны. Кроме того, людей интересуют не просто «квадраты», а качественное и функциональное жильё.
«Ключи через два года». Эта фраза сегодня звучит как «встретимся после конца света». Привлечь покупателей таким посылом сложно. Ситуация на рынке очень быстро меняется, потому важен честный диалог с покупателем. Лучше объяснить человеку, какие преимущества даёт покупка квартиры на ранней стадии строительства, зачем ждать квартиру два года.
«Вторичка дешевле». Вторичный рынок пережил серьёзную трансформацию, после отмены массовой льготной ипотеки цены на готовое жильё быстро выросли, а девиз «дешевле и быстрее» больше не актуален. Срок экспозиции также увеличился. Покупатели, которые приходят на вторичный рынок, рассчитывают на хороший торг.
«Динамика продаж». Сегодня эта фраза вызывает у застройщиков смешанные эмоции. После обрушения спроса в августе многие сравнивали показатели продаж с месяцами перед завершением льготной ипотеки. Однако в эти месяцы спрос был ажиотажным, так как многие стремились запрыгнуть в последний вагон. Осенью у многих застройщиков продажи увеличились.
«Демократичное жильё». Многие при покупке недвижимости хотят сэкономить, но никто не мечтает жить в новостройке в поле, где из инфраструктуры — только магазин «Продукты». В Москве демократичное жильё уже воспринимается как нечто мифическое: о нём говорят, но никто его не видел.
«Переждём». Это главное антислово 2024 года. Оно стало неофициальным девизом не только покупателей, но и некоторых застройщиков. Но рынок трансформируется, а люди живут здесь и сейчас. Можно подождать снижения ставок, отсрочить запуск новых проектов, но нельзя поставить жизнь на паузу.