Минфин предложил повысить ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 22%. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Изменение содержится в поправках в Налоговый кодекс, которые министерство внесло в правительство в бюджетном пакете законопроектов. Планируется, что изменение вступит в силу с 1 января 2026 года.
«При этом льготная ставка 10% сохраняется для всех социально значимых товаров — продукты питания, лекарства и медицинская продукция, товары для детей и другие», — добавили в пресс-службе Минфина.
Финансовый эксперт, аналитик Виталий Калугин в разговоре с корреспондентом Циан.Журнала отметил, что повышение НДС коснётся рынка недвижимости в части уменьшения прибыли строительных компаний.
«В структуре себестоимости жилья около половины приходится на строительно-монтажные работы, покупку земли и прочие услуги, которые включают налог на добавленную стоимость. И сейчас вместо 20% поставщики будут врубать 22%. По итогу себестоимость вырастет. Соответственно, упадёт прибыль девелоперов», — пояснил специалист.
Также он добавил, что покупатели квартир НДС не платят, поэтому на них напрямую повышение ставки налога не скажется.
«Это может отразиться только в том случае, если девелоперы будут закладывать повышение себестоимости в цены на квартиры. Но, скорее всего, этого не произойдёт», — заключил Виталий Калугин.
Гендиректор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов согласился с тем, что напрямую повышение налога на добавленную стоимость на цены на квартиры не повлияет.
«Само жильё не облагается налогом на добавленную стоимость. Но на себестоимости строительства домов это совершенно точно скажется», — заявил специалист.
Также он добавил, что ещё одна поправка, внесённая Минфином, — снижение порога доходов с 60 млн до 10 млн рублей для применяющих упрощённую систему налогообложения, при превышении которого возникает обязанность по уплате НДС— затронет практически весь малый бизнес.
«По сути это классический оборотный налог, и взиматься он может многократно по всей цепочке производства товара или услуги. Это очень серьёзное давление. Такое изменение несёт куда более сложные и тяжёлые последствия для экономики компаний», — продолжил Максим Ельцов.
По его мнению, на небольшие доходные объекты недвижимости — встроенные помещения под торговлю и офисы, апартаменты — цены также вырастут.
«А ещё объём предложения доходных объектов на вторичном рынке снизится: теперь при продаже объекта с годовой доходностью в 5–9% надо только нового дополнительного налога заплатить 5% от суммы продажи объекта. Ну, и продавать один объект с потерей 5%, чтобы перевложиться, в другой тоже куда менее интересно. Многие собственники предпочтут просто владеть доходным объектом», — резюмировал спикер.
Партнёр GreenTax Михаил Краснов подчеркнул, что повышение НДС повлечёт за собой увеличение стоимости на всех рынках товаров и услуг в РФ.
«Это обусловлено тем, что НДС по своей природе является налогом косвенным, и платит его конечный потребитель, так как вся цепочка производства и передачи товара до потребителей перекладывает налоговое бремя на плечи следующего звена, пока весь „собранный в пути“ налог не оплатит потребитель, купивший товар/работу/услугу для собственного потребления», — прокомментировал эксперт.
На его взгляд, увеличение цен затронет и рынок недвижимости, и, прежде всего, с проблемой столкнутся девелоперы и застройщики.
«Увеличение стоимости всех строительных материалов, работ, услуг, связанных со стройкой, незамедлительно приведёт к увеличению стоимости конечного продукта, который будет предлагаться на рынке. При этом тренд на удорожание первички может привести в движение и цены вторички, ведь это приведёт к повышению спроса на уже готовые объекты. А рост спроса всегда влечёт за собой и рост цены», — добавил Михаил Краснов.
Также он добавил, что краткосрочный эффект окажет тот факт, что долгосрочные контракты, заключённые до повышения налога, зачастую не предусматривают соответствующей корректировки цены договора. В данной ситуации поставщик или подрядчик будет вынужден доплатить НДС из своего кармана — значит, он понесёт дополнительные расходы, а прибыль от сделки снизится.
«Вполне очевидно, что эти дополнительные расходы будут учтены и перераспределены на будущие контракты. А значит, цены могут вырасти ещё сильнее», — подытожил Михаил Краснов.
Фото: Sichon / Shutterstock.com