Многие состоятельные россияне после 21 сентября приняли решение о релокации. Основатель и управляющий партнер агентства недвижимости «Винидиктов и партнеры» Николай Винидиктов в эфире «Конгресс-ТВ» рассказал Циан.Журналу, какие изменения произошли на рынке элитной недвижимости.
Сейчас многие россияне уехали в Дубай, Турцию, Казахстан и другие страны. Те, кто намерен остаться за рубежом, задумываются о продаже недвижимости в России. По оценке Винидиктова, объем предложения элитного жилья вырос на 10–15%. Речь идет как о продаже жилья, так и о сдаче недвижимости в аренду. Многие собственники рассматривают оба этих варианта.
По словам эксперта, огромных скидок на рынке нет. Собственники элитного жилья имеют хорошую финансовую подушку, поэтому они ориентируются на рыночную стоимость и не настроены резко снижать цену. При этом, если человек уже принял решение, у него есть желание быстрее закрыть вопрос. Он понимает, что покупателей стало меньше, инвестиционная активность снизилась, предложение выросло. Скидки на элитное жилье составляют от 3 до 10%.
Активность на рынке элитного жилья сохраняется, отмечает эксперт. Число инвесторов снизилось, люди в основном покупают жилье для себя. В некоторых точках есть рост. Те, кто планирует остаться и закрепиться, покупают дорогое городское и загородное жилье. В частности, в Сочи тех, кто уехал, заменили те, кому сейчас нужна курортная недвижимость не в Италии, а в России. В Москве ситуация отличается. Здесь тех, кто уехал, больше, чем желающих купить недвижимость.
Винидиктов также рассказал о ситуации на рынке аренды. Здесь ценовые уровни скорректировались. Цены снижаются за счет того, что многие хотят сдать жилье быстро. По оценке эксперта, аренда просела на 10–15%. В результате часть арендаторов сейчас могут себе позволить жилье более высокого уровня. При этом на рынке немало квартир, у которых нет баланса характеристик, например объекты с устаревшим ремонтом. Чтобы найти арендатора, собственникам такого жилья нужно ощутимо снизить цену. Но многие собственники скорее предпочтут, чтобы объект простаивал, но не признают, что рынок изменился.