Жилое строительство по современным стандартам и современным типовым проектам для застройщиков, работающих в регионах, невыгодно. Как пишет издание «Ведомости», региональные девелоперы в попытке снизить цену квадратных метров экономят буквально на всем. В противном случае, объясняет издание, местные жители просто не смогут позволить себе покупку жилья.
В итоге региональный рынок недвижимости отстает от рынков мегаполисов на 10, если не на 15, лет. При этом, утверждает Анна Соколова, представитель ГК «Инград», развитие и тех, и других рынков происходит по примерно одинаковым сценариям.
В «золотые нулевые» столичные девелоперы почти не конкурировали друг с другом, а маржа стартовала от 50%, напоминает Владимир Савчик, занимающий должность главы УК «Развитие». В те годы никто особо не рассуждал ни о качестве строительства, ни о благоустройстве массового жилья. В таком режиме рынок продержался примерно до 2013 года, когда конкуренция начала расти. Позже грянул кризис и внес свои коррективы, усугубив и без того усложнившееся положение. С тех пор застройщикам приходится бороться за свой кусок хлеба, предлагая все больше и больше бонусов: «безликие коробки» покупателям уже неинтересны.
Между тем, все эти бонусы требуют дополнительных расходов, а значит, влияют и на стоимость квадратных метров. В регионах далеко не все жители могут позволить себе оплачивать «дополнительные опции», так что местным застройщикам приходится брать за основу на проекты, строившиеся много лет назад, и строить такие же.
При этом, согласно статистике «Метриум групп», на сегодняшний день 26,5% строящегося жилья имеет всего 1-3 этажа. Еще 18,6% жилья – 4-8 этажей. А в рамках исследования Росстата выяснилось, что в 2016 году в стране было возведено 27,4 млн кв. м домов из кирпича (сюда входят и частные дома), 14,4 млн монолитных домов, 11,9 млн блочных и еще 8,5 млн «панелек». Столь большую популярность домов их кирпича аналитики именно так и объясняют: это типовые проекты, документы к которым уже давно готовы, а значит, можно сэкономить.