Застройщики жалуются на массовый потребительский экстремизм, а юристы, приёмщики и некоторые депутаты называют претензии покупателей обоснованными. Эксперты, опрошенные РИА Недвижимостью, оценили причины и масштабы этого явления и предложили пути решения проблемы.
Юрист группы «Яковлев и партнёры» Анастасия Асабина подчёркивает, что понятие «потребительский экстремизм» условное, в законодательстве его нет. Нередко его используют застройщики, утверждая, что покупатели хотят обогатиться за их счёт: взыскать сумму, значительно превышающую реальный размер ущерба.
Дольщики обычно предъявляют застройщикам два вида претензий, рассказала адвокат коллегии адвокатов «Северный Рим» Ольга Крылова. Это срыв сроков сдачи жилья и низкое качество строительных работ. Об таком «экстремизме» говорят, когда речь идёт именно о приёмке квартир.
Претензии при приёмке квартиры — нормальная практика для застройщиков, отмечают в службе компании ЛСР. Большинство дефектов устраняется либо сразу, либо в течение 45 дней, отведённых по закону. С покупателями, которые хотят реально устранить недостатки, проблему удаётся решить в досудебном порядке, утверждают в компании. Но есть и дольщики, которым нужен не ремонт, а деньги. Они идут с претензиями в суд.
Потребительский экстремизм чаще встречается среди покупателей жилья класса стандарт, рассказал руководитель портала «ЕРЗ.РФ» Кирилл Холопик. В этом сегменте до 50% дольщиков готовы предъявлять претензии к качеству строительства. При этом за три года доля таких дольщиков выросла в пять раз. В комфорт-классе доля таких покупателей не превышает 10%, в бизнес-классе таких дольщиков почти нет. По мнению эксперта, количество претензий к девелоперам выросло, так как люди чаще приходят на осмотр квартиры с профессиональным приёмщиком.
По словам члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александра Якубовского, это дикий рынок посредников, предлагающих юридические услуги, цель которых — не ремонт, а максимизация прибыли юридических организаций. Юрфирмы, которые судятся с девелоперами, забирают себе до 50% присуждённой суммы, отмечают в «Самолёте».
На рынке есть юридические компании, которые ищут в домовых чатах владельцев квартир, недовольных качеством жилья, рассказал гендиректор агентства недвижимости Cosmopolis Finance Дмитрий Шапцев. Они связываются с покупателями и уговаривают их подать на застройщика в суд, чтобы получить компенсацию.
Холопик описал схему действий покупателя при потребительском экстремизме. Такой дольщик всегда требует денежную компенсацию, несоразмерную со стоимостью устранения недостатка. При этом он не просит устранить дефект. Застройщик не соглашается платить завышенную сумму, в итоге покупатель обращается в суд. Пока идёт суд, набегает большая неустойка, дополнительно девелоперу назначают штраф и моральный вред.
Многие участники рынка считают, что количество претензий к застройщикам растёт из-за низкого качества строительства. Зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева отмечает, что в массовом сегменте качество строительства очень низкое, поэтому претензии есть почти у всех покупателей. По её мнению, говорить о потребительском экстремизме не совсем корректно, так как большинство претензий покупателей к застройщикам обосновано. Эксперт считает, что нужно усиливать защиту потребителей. В частности, подписывать акты сдачи-приемки не только квартир, но и общедомового имущества. Разворотнева добавила, что сейчас появилось много юристов, специализирующихся на разрешении споров между застройщиками и покупателями. Но люди, которые к ним обращаются, не нацелены на незаконное обогащение. Светлана Разворотнева считает этот способ заработка слишком сложным и странным.
Кирилл Холопик предложил пути решения проблемы:
- чёткий порядок урегулирования споров между дольщиками и застройщиками, включающий досудебный этап. При этом устранение недостатка должно иметь приоритет над денежной компенсацией;
- требования к качеству объектов долевого строительства;
- требования к квалификации судебных экспертов, порядок их аккредитации, порядок проведения строительной экспертизы.