Для дистанционного заключения сделки о переходе права собственности на недвижимость требуется запись в ЕГРН о возможности регистрации права собственности с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Чтобы в электронном виде оформить сделку продажи или дарения недвижимости, собственнику нужно заранее представить в орган регистрации прав бумажное заявление о возможности регистрации сделки с применением электронной подписи. Владелец должен подать заявление через МФЦ лично или через законного представителя.
После подачи заявления в течение пяти рабочих дней в ЕГРН вносится запись о возможности регистрации перехода права собственности на недвижимость на основании документов, представленных дистанционно в электронном виде и подписанных электронной подписью. Этот механизм защищает участников рынка от мошенничества. Действие записи в ЕГРН может быть прекращено по желанию собственника после подачи им соответствующего заявления. Если в ЕГРН нет такой записи, орган регистрации возвращает без рассмотрения документы, представленные дистанционно.
В Федеральной кадастровой палате разъяснили, что собственнику не нужно писать заявление в случаях, когда заявление о переходе права собственности представляют госорганы или нотариусы, которые взаимодействуют с органом регистрации прав в электронном виде. Если стороны сделки обратились через кредитную организацию, которая взаимодействует с органом регистрации прав в электронном виде, предварительного внесения разрешения в ЕГРН не требуется.
Кроме того, получать разрешение на дистанционные сделки с объектами недвижимости не нужно, если продавец недвижимости имеет сертификат электронной подписи, изготовленный удостоверяющим центром Кадастровой палаты.
Обладатели сертификатов электронной подписи, выданных Федеральной кадастровой палатой, могут оформлять дистанционные сделки без подачи письменного согласия на использование электронной подписи. Исключение для таких случаев сделано в связи с высокой надежностью удостоверяющего центра Кадастровой палаты.
Для получения сертификата электронной подписи в удостоверяющем центре Кадастровой палаты необходимо пройти регистрацию на сайте uc.kadastr.ru, направить запрос в личном кабинете и произвести оплату. Чтобы получить сертификат электронной подписи, нужны СНИЛС, ИНН и паспорт. Индивидуальным предпринимателям потребуется основной государственный регистрационный номер записи о госрегистрации в качестве ИП. Юридическим лицам нужны документы, подтверждающие полномочия на действия от имени юрлица.
Следующий шаг — процедура удостоверения личности. Ее можно пройти в пункте оказания услуги или заказать выезд специалиста на дом.
Сертификат электронной подписи от Кадастровой палаты будет действовать на протяжении 15 месяцев.