В ноябре-декабре трафик торговых объектов может оказаться на 8–14% ниже, чем в прошлом году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на прогнозы участников рынка. В этом году операторы торговой недвижимости не рассчитывают на привычные дивиденды в предновогодний период скидок. Сезонные распродажи не помогут вернуть прежний уровень посещаемости, полагают эксперты.
В Москве в конце ноября — декабре показатель Mall Index, отражающий число посетителей на 1 тыс. «квадратов» торговых площадей, будет на 12–14% ниже прошлогоднего значения, полагает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. По его словам, уход части ритейлеров и снижение доходов граждан будут ограничивать спрос. Некоторые торгцентры смогут нивелировать спад до 8–10% за счет активности ритейлеров.
По оценке президента Magic Group Александра Перемятова, в предпраздничный период трафик будет на 15–20% ниже прошлогоднего уровня. Исполнительный директор Glincom Иван Татаринов полагает, что снижение составит 10–15%. По его словам, относительно уровня 2019 года разрыв уже достигает 35–40%.
Традиционно вторая половина ноября и декабрь — это высокий сезон для торговли. 24 ноября магазины проводят акции «черной пятницы», затем следует предновогоднее оживление спроса. По мнению гендиректора «Этерны» Дмитрия Томилина, в этом году распродажи не переломят негативный тренд, так как с весны акции и скидки уже приелись покупателям. Александр Перемятов также заявил об аномально длительном периоде скидок. Люди раскупали товары IKEA после заявления компании об уходе с российского рынка. Затем началась массовая скупка одежды H&M. В результате возник эффект преждевременного спроса. По словам Томилина, сейчас из-за снижения покупательной способности трафик хуже конвертируется в продажи. Это усугубляется непраздничным настроением граждан.
В Hoff не ожидают восстановления посещаемости торговых центров в ноябре-декабре, однако рассчитывают, что в магазинах мебели и товаров для дома трафик покупателей будет стабильным. Президент Baon Илья Ярошенко полагает, что в этом году из-за дефицита товара у fashion-сетей ритейлеры не будут проводить акции в привычном объеме.
По мнению главы департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, бизнес будет адаптироваться к новым условиям, поэтому в краткосрочной перспективе торговля не сможет вернуться к допандемийным показателям.