Законопроект, разрешающий изменение границ особо охраняемых природных территорий для строительства приоритетных инфраструктурных проектов, принят Госдумой в третьем чтении. Согласно документу, такие правила будут действовать до 31 декабря 2024 года. Действие законопроекта распространяется на ООПТ регионального и местного значения. Документ был внесен на рассмотрение Госдумы 25 марта.
Согласно действующим правилам, границы особо охраняемых природных территорий могут быть изменены только для строительства в рамках БАМа/Транссиба. Такие поправки были внесены летом 2020 года. В декабре 2009-го было сделано исключение для строительства объектов к Олимпиаде в Сочи, было разрешено арендовать для этих целей участки на территориях нацпарков.
Законопроект, одобренный депутатами в третьем чтении, разрешает менять границы особо охраняемых природных территорий для возведения объектов инфраструктуры, которые отнесены к приоритетным. Речь о строительстве или реконструкции нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, газопроводов, объектов энергетической инфраструктуры. Документ распространяется на объекты, строящиеся в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Также будут разрешены строительство и реконструкция объектов социальной инфраструктуры с целью сокращения дефицита таких объектов в населенных пунктах, возведение промышленных объектов, обеспечивающих создание и развитие ресурсосберегающих, импортозамещающих, экологически безопасных технологий, производство энергоэффективных стройматериалов, производство продукции, не имеющей отечественных аналогов.
Согласно законопроекту, строительство и реконструкция должны осуществляться с соблюдением требований об охране окружающей среды. Должны производиться рекультивация и консервация нарушенных земель, предприниматься меры по охране водных объектов.
При этом в экологической зоне Байкальской природной территории будет запрещено строительство новых объектов инфраструктуры, если они не связаны с модернизацией и расширением Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.