Представители общепита и розничные отделения банков являются основными арендаторами помещений стрит-ритейла в главных торговых коридорах столицы.

Была определена структура спроса на помещения в основных торговых коридорах в пределах Садового кольца, у центральных станций метрополитена, а также на ряде участков основных магистралей. Всего исследовалось более 4,7 тыс. торговых помещений. Из них почти четверть — 24% — занимают предприятия общепита различного профиля, среди которых примерно половину составляют кафе, еще около 40% — рестораны, остальные — заведения фастфуда.
Еще около 12% помещений арендуют отделения банков, ориентированные на обслуживание физических лиц. Почти столько же — бутики, предлагающие одежду и обувь. Далее — предприятия сферы услуг, а также различные магазины, в том числе продуктовые, салоны сотовой связи, ювелирные и бытовой техники. Существенная доля принадлежит салонам красоты и парикмахерским (4%). Примечательно, что аптеки в этом рейтинге оказались за пределами первой десятки, составляя лишь 3,3% от всех арендаторов.
«Такие результаты вполне понятны, — поясняет генеральный директор RRG Денис Колокольников. — В рестораны или ювелирные магазины люди часто заходят спонтанно. Поэтому для таких объектов принципиально важны высокий трафик, большие витрины, хорошая видимость. В аптеку же покупатели чаще идут целенаправленно, соответственно, у владельцев нет необходимости переплачивать за оформление витрин или расположение на первой линии домов. Банки же одновременно обеспечивают и удобство для целевого посетителя, и великолепную рекламную составляющую. Однако понятно, что основные торговые коридоры работают на дневных посетителей центра (работники офисов, туристы и т. д.), число которых в три-четыре раза превышает количество людей, постоянно здесь проживающих. Поэтому общепит, банки и другие услуги в первую очередь востребованы неместными. В этом и есть мощнейший потенциал центра столицы».
При этом эксперты отмечают изменение состава арендаторов по мере удаления от центра, а также изменение структуры, связанное с особенностями отдельных торговых коридоров.
В ЦАО и престижных районах западной части города, а также в начале основных магистралей (например, Комсомольского, Ленинского и Кутузовского проспектов) преобладают дорогие бутики и рестораны. На менее престижных восточном, юго-восточном, южном направлениях большую часть помещений занимают магазины одежды среднего сегмента, электроники и бытовой техники, мебельные салоны, а также рестораны более низкого уровня. При этом количество сетевых ритейлеров несколько меньше, чем в центре.
Отдельные центральные улицы, традиционно считающиеся торговыми (например, Столешников переулок), практически полностью заняты магазинами известных мировых брендов. В то же время на Садовом кольце на первой линии домов преобладают банки (более 140 помещений, что составляет почти 20% от всех объектов стрит-ритейла на этой улице).
«Садовое кольцо — особое место, — говорит Денис Колокольников. — Здесь высокий автомобильный трафик, но туристы посещают его нечасто. Поэтому поток посетителей магазинов или ресторанов здесь не особенно велик. Зато для размещения отделений банка и предприятий услуг эта улица представляется оптимальной, поскольку сюда клиентам легко доехать».
Структура арендаторов топового стрит-ритейла | |
Профиль | Структура, % |
Общепит | 24,0 |
Банк | 11,7 |
Одежда и обувь | 11,5 |
Услуги | 7,7 |
Товары для дома, предметы интерьера | 6,5 |
Специализированные товары | 4,8 |
Продукты и алкоголь | 4,3 |
Салон красоты, парикмахерская | 4,0 |
Ювелирные изделия | 3,9 |
Бытовая техника, электроника, сотовая связь | 3,9 |
Аптека | 3,3 |
Цветы | 3,0 |
Прочее | 11,4 |
Данные компании RRG