Строительство первого участка третьего пересадочного контура (ТПК) метро от «Нижней Масловки» до «Делового центра» будет полностью завершено к концу 2015 г. Как планируется, большое метрокольцо Москвы запустят в 2018 г.

По словам заммэра по строительству Марата Хуснуллина, теперь в работе по всем линиям метро задействовано 15 ТПМК. Это своеобразный рекорд в метростроении. Чиновник пообещал до конца года довести количество работающих щитов до 24 (только на Кожуховской ветке будет задействовано 4 ТПМК), фактически предстоит запускать машины в работу каждый месяц. В советское время на метростройках одновременно работало максимум пять машин.
Проходка правого перегонного тоннеля от станции «Ходынское поле» в сторону «Делового центра» будет вестись с помощью французского щита NFМ по имени «Натали». Подземную железную дорогу протяженностью 6,2 км чудо-машина соорудит за 22 месяца. Левый тоннель от «Ходынского поля» до «Петровского парка» и далее в сторону «Нижней Масловки» длиной более 3,5 км построит канадский щит Lovat по имени «Омь» за 12 месяцев. Строительство будут вести закрытым способом, который не требует переноса из пятна застройки строений и коммуникаций.
Как объяснил представитель подрядчика, горнопроходческая машина бурит под землей канал необходимого диаметра. Щит сам выбирает землю и одновременно укладывает бетон. Фактически после его прохода остается сухой и полностью герметичный тоннель, готовый к отделке. Агрегат заменяет собой десятки, если не сотни рабочих — шахтеров с отбойными молотками, поскольку все процессы контролируются одним-двумя операторами. Кроме того, оборудование позволяет исключить из технологического процесса стадию заморозки грунтов. Таким образом, решается проблема грунтовых вод, которые являются головной болью при строительстве подземных сооружений. А главное — использование щита сокращает время строительства в среднем в полтора раза.
Сейчас на «Ходынском поле» завершается возведение вестибюля. Рядом со станцией запланирован транспортно-пересадочный узел с паркингом. По просьбе жителей здесь также разобьют парк (идет его проектирование). Пересадочный узел и парковую зону намечено открыть одновременно со станцией. Как заверил М. Хуснуллин, первый участок третьего метрокольца Москвы будет закончен вместе со всеми шестью станциями в конце 2015 г.
По замыслу проектировщиков ТПК соединит существующие и перспективные радиальные линии, благодаря чему пассажиры смогут совершать пересадки с одной ветки на другую без поездки в центр. Проектируемые и строящиеся станции большого метрокольца будут расположены на расстоянии до 10 км и ближе от действующей Кольцевой линии. Таким образом, получат разгрузку первый и второй пересадочные контуры. При возведении ТПК проектировщики хотят применить новую разработку, а именно предполагают возводить тоннели большого сечения. В таких сооружениях пути проходят не как обычно, а один над другим. В мире подобные технологии уже используются. В Москве двухэтажные тоннели впервые опробованы при строительстве Серебряноборских тоннелей: нижний уровень предназначен для движения поездов, верхний — для автотранспорта.
Укороченная линия
На Бутовской линии метро завершаются строительные работы на участке от станции «Улица Старокачаловская» до «Новоясеневской» с промежуточной «Лесопарковой». В сравнении с другими линиями новая ветка метро будет укороченной, поэтому пустят по ней пятивагонные составы.
Работы осложняются тем, что тоннели возводят в непосредственной близости Серпуховско-Тимирязевской линии. Тем не менее сроки строительства сабвея не меняются. Увеличить темпы работ позволили два тоннелепроходческих щита. «Если раньше на строительство перегонов отводилось не менее трех с половиной лет, благодаря использованию проходческих комплексов эта работа выполняется за два с половиной года», — сообщил представитель застройщика. В настоящее время машине осталось пройти около 30 м в правом перегонном тоннеле. В мае щит должны перебросить на другой участок. Больше километра пути агрегат преодолел в соседнем, левом тоннеле.
В июле строители планируют начать засыпку котлованов и благоустройство территории. Движение поездов обещают открыть в декабре. Всего в этом году в Москве намечено сдать 14 км линий и 7 новых станций.
Проблемный перекресток
Этим летом планируется открыть движение по новой развязке на пересечении Новоясеневского проспекта с Профсоюзной улицей, сообщил руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев во время пресс-тура на объект.
Строящаяся 970-метровая двухуровневая эстакада позволит ликвидировать семь светофоров. В результате движение на этом оживленном перекрестке станет бессветофорным.
В настоящее время выполнена большая часть работ по расширению Профсоюзной улицы, где появились дополнительные боковые проезды. Проводится реконструкция улицы Теплый Стан на подходе к Профсоюзной: проезжую часть расширяют до пяти полос. Новоясеневский проспект в ходе реконструкции также предстоит расширить до трех полос при движении в сторону Литовского бульвара. Движение с улицы Теплый Стан на Новоясеневский проспект будет организовано по строящемуся проезду в три полосы. Для пешеходов появятся два подземных перехода: через Профсоюзную улицу у дома № 156 и через улицу Теплый Стан в районе остановки общественного транспорта у метро «Теплый Стан».
Первоначально на сооружение развязки предполагалось выделить более 12 млрд руб. После пересмотра проектных решений и за счет оптимизации строительства цену удалось снизить в два раза.
В дальнейшем намечено реконструировать клеверную развязку на пересечении МКАД и Профсоюзной улицы, а также Калужское шоссе.
К СВЕДЕНИЮ
Строительство первого участка ТПК повысит качество обслуживания населения следующих районов: Хорошевского, Аэропорта, Тимирязевского и Савеловского, — поскольку время поездки в метро для горожан сократится. Кроме того, снизится загрузка пересадочных узлов станций, расположенных в историческом центре, а также северо-западных участков перегруженных Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий.