Как мы дошли до жизни до такой: исходные данные
Нормальные люди стараются переждать финансовый кризис, не совершая резких движений, но на то они и нормальные… Мы с мужем — большие любители дач и всегда мечтали о собственном доме. Каждый раз, оказываясь в какой-нибудь деревне или СНТ, рассматривали чужие дома, проводили «кастинги» и запоминали идеи для своего будущего «поместья». Предполагалось, что когда-нибудь, когда ребенок закончит школу, а мы сами будем посвободнее, можно будет неспешно приступать к воплощению мечты. Конечно, всё вышло не так.
Все варианты выставленных на продажу домов в Подмосковье с газом, коммуникациями, водоснабжением и электричеством смотрите тут
В конце 2021 года вопрос неожиданно обострился — было решено покупать дом прямо сейчас. Наследством от американских дядюшек мы обременены не были, поэтому финансировать всю эту затею собирались за счет продажи квартиры мужа.
Имея богатый (пусть и теоретический) опыт загородного строительства, мы наотрез отказались строиться с нуля: ну его — искать материалы, ругаться с прорабом, ежедневно ездить на стройку, заморачиваться с подведением коммуникаций… Нет, ищем готовый! Разумеется, все опять пошло не так.
Хотелок было не так уж много: коммуникации (включая газ), несколько спален, участок с деревьями (и чтобы лес рядом) и расположение в северной части Подмосковья. Оценив приговоренную к продаже квартиру в 14–15 млн рублей, мы заложили на дом 8–10 млн рублей. Кроме того, мы планировали взять в ипотеку еще пару миллионов и купить взамен проданного жилья хотя бы студию у МКАД: сдача в аренду всегда была хорошим подспорьем.
Вы уже догадались? И тут всё обернулось не совсем так.
Нашли свой дом
В конце января после многочисленных просмотров мы оказались в Доме — именно так, с большой буквы. От многих мы слышали фразу, что свое родное мы почувствуем сразу, но на первых порах эта сентенция вызывала лишь скепсис. В итоге примерно так и оказалось, хотя некоторые претензии все же нашлись — в основном к расположенному в низине участку.
Это был совсем новый дом, который изначально строился именно на продажу — сразу и с отделкой, и с коммуникациями, и даже с теплым полом.
Это довольно распространенная практика на загородном рынке, обычно качество такого строительства оставляет желать лучшего, но здесь мы были приятно удивлены — всё очень добротно.
По соседству возводилось два аналогичных дома, но на них мы даже не обратили внимания.
По дороге домой у мужа сильно разболелась голова и поднялась температура — ковид. Разумеется, вирус не обошел стороной и нас с ребенком, так что следующие три недели мы благополучно сидели на карантине, а к моменту нашего выздоровления дом был уже занят другими покупателями. Но мы не сдались, ведь рядом оставались еще два дома!
Второй просмотр убедил, что нам действительно все нравится, и мы решили вернуться через неделю со строительным экспертом, чтобы определиться уже окончательно. Но неожиданно договорились уже на следующий день — как выяснилось, не зря: к тому времени аванс был внесен и за второй дом.
Дом в феврале этого года
Третий дом на момент профосмотра (он был назначен на 15 февраля) представлял собой лишь коробку из стен и крыши — ни окон, ни отделки, ни перекрытий. В этом смысле нам очень повезло: осматривать уже построенный дом особого смысла нет — брус спрятан под имитацию, фундамент не видно, крышу под снегом не рассмотришь. А тут оценщику было где развернуться! Перед отъездом он дал нам ворох напутствий и благословил на покупку с фразой, что таких домов да за такие деньги (неожиданно скромные 6,7 млн рублей) мы не найдем.
Марафонцы
На следующий же день мы выставили на продажу квартиру (первым делом с нее съехали арендаторы, лишив нас значительной части ежемесячного дохода) и начали торговаться по дому, припомнив продавцу-застройщику все претензии строительного эксперта.
А к поиску новой квартиры мы приступили еще за несколько недель до этого — не терпелось, ведь у нас оставалась вполне приличная сумма! Так наша жизнь разделилась между тремя параллельными задачами:
— привести в порядок квартиру, чтобы продать ее подороже;
— присмотреть новую квартиру под сдачу;
— участвовать в процессе строительства дома — да, изначально мы не собирались этого делать, но раз уж судьба распорядилась иначе, то теперь манкировать своими обязанностями было бы странно.
Перед тем как вписаться в стройку, мы потратили два очень нервных дня на переговоры с застройщиком. Как только мы сообщили ему о согласии купить дом, выяснилось, что озвученная цена 6,7 млн рублей, как говорится, не является публичной офертой. За часть удобств и отделку пришлось доплатить. Так наш дом за два дня подорожал до 7,3 млн рублей.
После 24 февраля
К концу февраля стало понятно, что мир кардинально изменится и все мы стоим перед лицом нового кризиса, встал вопрос, сворачивать ли нашу историю (а это потеря не только почти воплощенной мечты, но и 200 тыс. рублей задатка за дом) или идти вперед, несмотря ни на что.
Появились публикации о предстоящем дефолте, и мы разволновались не на шутку.
Больше всего тревожила ситуация, при которой мы бы получили деньги за проданную квартиру, но не успели вложить их в новую. Мы боялись, что дефолт одномоментно превратит все эти миллионы в фантики.
Кроме того, мы не могли сразу расплатиться и за дом: по договору застройщик должен был сперва закончить работы, иначе возникал риск, что мы все оплатим и останемся в недострое, — нужно было ждать еще минимум месяц.
Всё это напоминало грустный анекдот про мышей, которые плакали и кололись, но упорно продолжали грызть кактус. Так и мы, зажмурившись, продолжали ездить на стройку и на просмотры.
Квартира, которую мы выставили на продажу
Предполагалось, что после продажи квартиры (кстати, по ней в первые пару недель экспозиции не было ни одного звонка — мы сознательно завысили цену, решив испытать удачу) и оплаты дома у нас останется около 7 млн рублей. Плюс 1–2 млн, которые мы хотели взять в ипотеку, — итоговый бюджет составлял максимум 8 млн рублей.
Поиск квартиры под сдачу в аренду
На первых порах хотелось подобрать что-то в Москве. Но многочисленные просмотры бутовских апартаментов и малогабариток в Некрасовке (Т9 постоянно исправлял ее на «Некрасивку» и был по сути прав) убедили, что в Москве приличных вариантов для нас не найдется — всё было либо дороже, либо не выдерживало никакой критики.
Беда не ходит одна: нам не одобрили ипотеку. В те дни ее не одобряли (или отзывали предодобренную) многим, так что мы почти не удивились и переключились на поиски квартиры в Подмосковье. В области оказалось полно приличных вариантов в пределах нашего бюджета.
Довольно быстро мы нашли новый малоэтажный жилой комплекс на окраине Королева, который, как и дом, понравился нам практически с первого взгляда: выглядит он очень по-европейски, рядом железнодорожная станция (полчаса до центра Москвы), вокруг лес, инфраструктура под боком.
Арендаторы в придачу
Просмотрев с десяток вариантов (в пяти случаях мы были готовы к покупке), мы остановились на «однушке», которую в итоге и купили. Остальные были не хуже, но каждый имел недостатки, с которыми мы не хотели сражаться.
В одной квартире нужно было доделывать ремонт, а мы со своей загородной стройкой были к этому не готовы. В другой нужно было через суд снимать залог, а мы торопились, опасаясь дефолта. В третьей хозяйка отказалась ехать в родную Пензу за справками из диспансеров, а я уже четыре года пишу инструкции по безопасным сделкам и верю, что без них покупать недвижимость не стоит (освидетельствование психиатром тоже было в нашем случае невозможно). В четвертой сделка проводилась с занижением цены в ДКП.
В общем, к 15 марта мы остановились на варианте с крайне скромным ремонтом, зато в нем уже жили арендаторы. Собственница квартиры уверила нас, что это прекрасные жильцы, которые мечтают остаться в квартире. Рассудив, что это будет наименее хлопотный вариант, мы заключили сделку.
А вечером (прямо в день подачи документов на регистрацию!) нам позвонили прекрасные жильцы и заявили, что съезжают. Так мы вляпались в ремонт, потому что сдать эту квартиру в ее нынешнем состоянии было невозможно.
Квартира для сдачи в аренду до ремонта
Тут важно учесть два момента: у нас не бог весть какие заработки, поэтому нанять бригаду, завезти ей грузовик стройматериалов и запереть их на пару недель в квартире мы не потянули бы финансово.
Квартира для сдачи в аренду до/после ремонта
Второй: наш веселый третьеклассник в большинстве случаев везде мотался с нами, так как оставить его на весь день дома одного мы тоже не могли.
Квартира для сдачи в аренду после ремонта
В итоге проблему мы решили даже не генеральной, а тотальной уборкой, частичной перекраской стен и докупкой очень бюджетной мебели. Плюс декор.
Квартира для сдачи в аренду после ремонта
Теперь вернемся в февраль — там мы все еще продаем свою квартиру.
Квартира на продажу до ремонта
Логично, что прогресс наметился только после того, как мы опустили цену и сделали новые фото.
Квартира на продажу после ремонта
Первая фотосессия проходила еще при арендаторах, а ко второй мы сделали мини-ремонт (заменили сантехнику, перекрасили двери и оконные рамы, подклеили обои, вставили лампочки и очень хорошо убрались, спрятав все лишнее). Результат сравните сами.
Квартира на продажу после ремонта
И всё заверте…
Квартиру удалось продать за 14,3 млн рублей (из них мы оплатили гонорар риелторам, которые круглосуточно — мамой клянусь! — работали с нами сразу по трем фронтам: с домом, покупкой новой квартиры и продажей старой).
Бесплатный сервис «Подбор риелтора» от Циан поможет найти надежного риелтора, который проверит квартиру и документы, организует и проведет сделку (условия работы с конкретным риелтором вы сможете обсудить напрямую)
Буквально в первый же день было назначено три просмотра — один из них привел к сделке. Удивительно: улыбчивые супруги буквально пару минут погуляли по квартире и тут же сообщили, что им всё нравится и они согласны на покупку.
Квартира на продажу до/после ремонта
Услышав эти слова, наш замученный ребенок, получивший строгий родительский наказ не мешать и не лезть в разговор, сдержанно вышел в общий коридор и только там принялся скакать от счастья, шепотом крича ура.
Март был на редкость суматошным в плане документов и регистраций. Месяц начался с подписания авансового соглашения о продаже нашей квартиры, буквально через несколько дней мы подали документы на регистрацию, а через три недели (о, это томительное ожидание!) деньги поступили на наш счет.
Сразу после этого, 24 марта, мы отправили на регистрацию документы по покупке квартиры за городом, а 28 марта зарегистрировали сделку по дому.
Счастливый финал
Весь апрель мы потратили на приведение новой квартиры в жилой вид. Сперва мы собирались сдавать ее самостоятельно: нам казалось, потенциальных арендаторов отпугнет необходимость платить комиссию риелтору. Но к концу месяца стало понятно, что нам не хватает ни сил, ни времени: все-таки организация просмотров в Подмосковье требует определенных ресурсов, которых у нас не было.
Дом в мае
К тому же к концу апреля строительство дома подошло к концу (по выходным мы ездили красить стены), майские праздники мы планировали потратить на переезд и организацию хотя бы первобытного уклада в доме. К тому моменту по нашей московской квартире, в которой мы всё это время жили и продолжаем жить сейчас, передвигаться можно было только бочком: все эти месяцы мы то и дело подкупали всякую утварь для дома, а в какой-то момент бес попутал купить два огромных кресла-мешка.
Короче, мы наняли риелтора, причем выбрали не ту, которая работала с нами (хотя она чудо как хороша!), а местную — с ней мы познакомились на одном из просмотров и предположили, что, раз она живет и работает в пяти минутах от нашей квартиры, то и на просмотры будет готова подъехать в любой момент. Квартира ушла за неделю.
К слову, большинство конкурировавших с нами вариантов даже три недели спустя так и не сданы — жадины.
В мае мы, наконец, выдохнули: старая квартира продана, новая квартира куплена, дом оформлен, можно расслабиться (смешно, да — впереди обустройство дома, выравнивание участка и прочее-прочее). По крайней мере, сейчас хотя бы не страшно, что деньги обесценятся, и не надо быть одновременно в трех местах.
Дом в мае
В целом, воплощение мечты оказалось подъемным, хотя и сложным мероприятием. Без помощи наших риелторов — особенно тех, что проводили основные сделки, мы бы точно не справились.