Станислав Архипов, директор департамента по развитию проектов компании «Донстрой»
— Мне часто приходится слышать, что для застройщиков ESG-повестка, зеленая сертификация, green development и тому подобное — всего лишь модные хайповые темы, которыми удобно жонглировать в рекламных и маркетинговых целях. Но я вижу, что с зеленым движением у нас, по сути, происходит то же самое, что происходило с BIM-технологиями: они тоже были только модой до тех пор, пока не стали очевидной необходимостью.
На сегодня сертификация по LEED, BREEAМ или каким-то другим системам — это добровольное решение каждого девелопера, проявление его социальной ответственности. И кроме возможности ощущать себя частью общемирового тренда и хвастать своими достижениями на конференциях, мы получаем обязанность использовать в строительстве самые высококачественные стройматериалы, обеспечивать высокую энергоэффективность наших зданий и вообще соблюдать все жесткие сертификационные требования.
Но это, в свою очередь, позволяет рассчитывать на кредитную лояльность банков (если не сейчас, то в недалеком будущем — наверняка), а главное — привлекать покупателей, делающих осознанный выбор.
Даже если сертификация и не приводит к какой-то прямой капитализации стоимости компании и ее продукта, мы не можем не признать: люди всё больше начинают разбираться в вопросах энергоэффективности, экологичности строительных материалов, осознают важность раздельного сбора мусора и так далее. Покупая квадратный метр в престижном месте, в хорошей локации, у хорошего девелопера, они теперь все активнее проявляют экозаинтересованность и экоответственность и хотят получать продукт, имеющий «знак экологического качества».
Опрос наших клиентов показал, что им небезразличны вопросы экологии. Они заботятся об окружающей среде, готовы заниматься раздельным сбором мусора, думают об экономии ресурсов, в том числе экономии коммунальных платежей.
На сегодня 50% жителей наших домов готовы сортировать мусор. Еще пять лет назад такого желания не было. И это прогресс, который не может не радовать. В своих проектах мы создаем необходимую инфраструктуру для раздельного сбора мусора, всячески поддерживаем правильный настрой жителей.
Что касается энергоэффективности, сегодня пока еще мало кто из соотечественников обращает внимание на этот параметр при выборе жилья. Всего 20% опрошенных нами клиентов назвали этот фактор важным. Но 41% респондентов все же имеет этот критерий в виду при принятии решения о покупке в целом.
Зеленые материалы
Конечно, в этой связи ключевой для каждого застройщика темой становится выбор стройматериалов и их поставщиков. Причем ESG-повестка серьезно повысила нашу ответственность в этом вопросе.
Скажем, цемент, который, по сути, является продуктом запекания известняка, — он чистый, хоть ешь. Да и сам по себе бетон вполне экологичен: химические и прочие добавки, которые вносят для его пластификации, минимальны. Но вот само производство — очень энергоемкое, что сказывается на углеродном следе конечного продукта.
Поэтому сегодня мы обсуждаем с нашим генподрядчиком и другими партнерами вопрос интеграции с компанией Holcim (которую многие, наверняка, знают и помнят как LafargeHolcim). Она последовательно реализует программу по превращению цемента в низкоуглеродный продукт, в том числе за счет использования альтернативного топлива, альтернативных сырьевых добавок, а также вовлечения отходов строительства и сноса зданий в новое производство.
Уже сегодня в линейке Holcim есть продукты с углеродным следом на 30% ниже, чем у аналогов. При этом они сохраняют все свои прочностные и эксплуатационные характеристики. И уж если на наши стройки поставляется бетон (а у нас в работе около 2,3 миллиона квадратных метров), то при равных коммерческих условиях мы хотели бы, чтобы это был зеленый бетон от сертифицированного производителя стройматериалов.
Кстати, Holcim имеет интересные решения для архитектуры. Например, их свервысокопрочный фибробетон, созданный на базе бетонов марки 100 и выше, может быть практически любого цвета.
В Европе из этого материала делаются перголы, беседки, скамейки, его используют в облицовке не только фасадов, но и набережных, парковых зон, паркингов.
Проводя конференции с нашими архитекторами, я думал, что всё это будет им неинтересно. Но оказалось, что они тоже хотят и готовы сказать свое «экологическое» слово, и поэтому с интересом восприняли такую возможность и вообще зеленую повестку.
Сбережение энергии
Энергоэффективность — еще одна архиважная на сегодня тема. Давайте честно: сейчас в России не беспокоятся об этом, потому что за энергоресурсы мы платим в разы меньше, чем те же Европа или США. А вот когда за 80-метровую квартиру зимой ты будешь в среднем отдавать по 45 тыс. коммуналки, волей-неволей задумаешься.
Зайдите на сайт любого риелтора Парижа: второй обязательный параметр помимо адреса — как раз класс энергоэффективности. И это не мода, а потребительский кошелек, если мы говорим о разумном потреблении. Поэтому раз объект «Донстроя» гарантирует минимальный чек по затратам, значит, в глазах покупателя компания выигрывает.
С 2014 года мы используем на наших стройках передовые технологические решения. Блоки тепломеханики, вентиляционное оборудование, силовые токи — все основано на энергоэффективных технологиях, не говоря уже об энергосберегающих лампах и повышении энергоэффективности зданий за счет конструкции стен.
Если посчитать застройку, например на 1,5 млн квадратных метров, то для нее девелопер закупает громадное количество тепловой энергии — примерно на 94 Гкал. Стоимость одной гигакалории — десятки миллионов рублей, то есть платежи за покупку тепла измеряются миллиардами. При этом использование технологий энергоэффективности А++ обеспечивает экономию до 30% этих мощностей. То же самое можно сказать и об электроэнергии.
То есть у девелопера есть прямой стимул инвестировать в технологии — это позволяет закупать меньше ресурсов. А жители его домов при этом получат довольно экономичные счета за тепло и электричество.
Упоминавшийся выше раздельный сбор мусора, зарядки для электромобилей — это примеры уже существующих, но пока не самых заметных инициатив. Уж не знаю, как в Китае умудряются заставить население сортировать мусор по 13 позициям — нам до этого, мягко говоря, далеко. И электромобили у нас не то чтобы рядами стояли на станциях зарядки. Но для меня совершенно очевидно, что мы все — одна цивилизация; и неважно, где именно ты живешь — все страны, может, и не совсем одинаковыми путями, но движутся в одном экологическом направлении.