Транспортные проблемы Москвы обсуждаются в СМИ уже давно. Заняв должность мэра столицы, Сергей Собянин обратился к москвичам с просьбой высказать свои замечания и пожелания относительно дорожно-транспортной обстановки в городе.

Вначале немного цифр. По данным различных информационных источников, на которые ссылается В. Елин, к концу 2010 г. автодорожная сеть Москвы имела протяженность около 5 тыс. км, из них 1302 км приходилось на магистральные автодороги, остальное — неширокие улицы, иногда по-московски кривые. Безусловно, они отчасти и стали причиной столичных пробок. Вереница припаркованных на обочине автомобилей сужает такую улочку до двух полос, а то и меньше.
Стихийные автостоянки — обычная для Москвы картина, исключение составляют только МКАД и Третье транспортное кольцо (и то не везде). Но если и там занять проезды (по одной полосе) парковками, то остановится не только Москва, но и все Подмосковье в едином автомобильном заторе.
Как облегчить жизнь автомобилистам, помочь сэкономить городу на инфраструктуре и приблизиться, наконец, к транспортному комфорту мировых столиц?
Владимир Елин предлагает опять обратиться к цифрам. В 2010 г. в Москве было официально зарегистрировано и эксплуатировалось почти 4 млн автомобилей и еще примерно 1,5 млн проезжало через Москву транзитом. Исходя из официальной статистики, в Москве постоянно более 5 млн автомобилей находится либо в движении, либо на временной остановке, парковке. Предположим, что примерно 10% автомобилей припарковалось. Тогда окажется, 9 млн кв. м проездных путей заблокировано, это как раз около 10% всего асфальтового покрытия (90 млн кв. м) автомобильных трасс и магистралей Москвы. По данным СМИ, в пределах 3,5 км от Кремля работают приблизительно 40% москвичей и гостей столицы. А расстояние от центра нашего города до Садового кольца — 2,3 км, плюс 1,2 км за пределами Садового кольца. Здесь самая высокая концентрация неуправляемых автомобильных стоянок на обочине дорог и на тротуарах. Тут самые узкие просветы для маневрирования и передвижения автотранспорта.
Очевидно, что необходимо срочно приступить к разработке целевой программы размещения сетевых парковок внутри и снаружи Садового и Бульварного кольца. Надежда, что жесткие меры, ограничивающие движение персонального автотранспорта в центре, заставят граждан пересесть на общественный транспорт, вряд ли оправдается. Некоторые автомобилисты готовы терпеть пробки, но в метро, троллейбусы и трамваи их не заманишь, считает В. Елин. Как вариант он предлагает ввести для состоятельной публики вагоны бизнес-класса, оснащенные кондиционерами, с дорогим интерьером, а также взимать соответствующую статусу плату.
Городские парковки должны иметь единый центр управления, подчиняться единой финансовой политике (ценовой разнобой с оплатой за стоянку недопустим). Необходимо, чтобы в паркингах работали автомойки, шиномонтаж и были доступны другие услуги малого бизнеса. Идеально, если сеть муниципальных автопарковок будет иметь интернет-сервис Wi-Fi для оповещения водителей о количестве свободных мест. Аналогичная информация должна поступать в сеть автомобильных навигаторов GPS и ГЛОНАСС по Москве для обозначения кратчайшего маршрута к паркингу, о вакантных местах, их цене и дополнительных услугах.
Кроме того, в условиях Москвы оптимально строить легковозводимые, многоярусные (из металла и композитных материалов), неотапливаемые, но удобные для временной стоянки парковки.
Такие объекты можно быстро возводить (затем их легко эксплуатировать), размещая в шаговой доступности от мест работы ресторанов, торговых и бизнес-центров, госучреждений, станций метро и т. д.
Стандартную быстровозводимую автопарковку в пять этажей общей площадью 17,7 тыс. кв. м, без отопления, емкостью 500 автомобилей, с набором сопутствующих сервисов строят 30 дней. Стоимость 1 кв. м такой парковки, по расчетам В. Елина, всего 8,5 тыс. руб., а при большом объеме заказа — еще ниже. Теплые парковки обойдутся чуть дороже, но все равно в приемлемую для города сумму — 10 тыс. руб./кв. м. Здесь, кстати, появляется много рабочих мест для малого бизнеса, причем в шаговой доступности от потенциальных работников.
Для автомобилей, припаркованных у обочин, понадобится всего 1000 таких парковок, полагает автор исследования. Полная стоимость проекта составит незначительную для Москвы сумму — каких-то 85 млрд руб. бюджетных денег.
Конечно, под парковочный проект придется выделить около 350 га столичной земли, причем не в самых дешевых местах города. В районах с дефицитом площадок можно строить быстровозводимые, холодные и емкие автопарковки до десяти ярусов. В этом случае понадобится всего 444 такие стоянки и в два раза меньше земли.
Данная концепция универсальна. Ее с успехом можно применить для любого мегаполиса России, например Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани… Фактически реконструкцию необходимо провести во всех городах с населением свыше 1 млн жителей. Целесообразно такую масштабную и полезную для всего российского общества программу осуществлять на основе государственно-частного партнерства. Власти строят сеть парковок, а затем передают в долгосрочное управление ряду компаний-операторов.
МНЕНИЕ
Эксперты из Мосгордумы

Эксперты Дирекции гаражного строительства г. Москвы
