В Северной столице прошел круглый стол «Особенности законодательного регулирования паблик-арта в Санкт-Петербурге». Он состоялся в рамках проекта «Искусство в городской среде» — совместного продукта Гильдии управляющих и девелоперов и коммуникационного агентства Spice Media. В дискуссии участвовали обе стороны вечного конфликта: городские художники и представители власти.
Завхоз против Бродского
Отправной точкой диалога стал недавний скандал с удаленным изображением Иосифа Бродского со школьного забора: фреска появилась там 24 мая, к юбилею поэта, а уже 25 мая была закрашена школьным завхозом. Автор изображения Олег Лукьянов выбрал эту стену неслучайно: напротив нее находится дом Мурузи, в котором жил поэт.
Получается, уличному искусству в Петербурге не бывать? Как пояснил главный художник города Алексей Моор, на лицевых фасадах любая роспись запрещена. Другое дело — дворы, заборы, трансформаторные будки. По словам председателя городского Комитета по градостроительству и архитектуре, главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева, комитет рассматривает и согласовывает объекты стрит-арта — от получения задания до создания проекта на это уходит около двух месяцев.
Он согласился с инициативой художников сформировать реестр городских мест, где будет разрешено создавать объекты уличного искусства либо свободно, либо с минимальными согласованиями. В качестве «холста» представители власти предлагают строительные заборы и другие отдаленные от объектов культурного наследия и архитектурных ансамблей поверхности. Не исключено, даже временные.
Такой вариант городских художников не порадовал. По словам Олега Лукьянова, они, как и архитекторы, хотели бы создавать объекты монументального, а не временного искусства. Архитекторы парировали, что, создавая здания, они несут за них ответственность, в том числе и уголовную, чего нельзя сказать о граффитистах.
Граффити или стрит-арт?
Основатель Института исследования стрит-арта Альбина Мотор считает, что надо принципиально разграничивать авторов граффити, которые априори вне закона, поскольку создают нелегальный продукт, и художников стрит-арта, которые стремятся работать, соблюдая все правила.
Она подчеркнула, что не видит противоречия в том, что это будут временные объекты, располагающиеся не в центре города. «В кварталах новой типовой застройки такие объекты не только не испортят, но и заметно оживят городскую среду», — подчеркнула Альбина Мотор.
Чиновники согласны предоставлять художникам заборы для творчества. Алексей Моор уточнил, что районные администрации составят список мест, подходящих для росписи.
Расписные трансформаторные будки
Насчет трансформаторных подстанций вышел спор: представители Комитета по градостроительству и архитектуре не оценили идею создавать акценты на том, что должно быть скрыто от глаз. А вот председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров признался, что не видит препятствий для росписи будок даже в центре города — конечно, при полученном согласовании.
Впрочем, в городе может появиться и специальная стена для всех, кто хочет рисовать. По словам Алексея Моора, нужно удачно выбрать место и согласовать установку стены, после чего любой получит право рисовать на ней без специальных разрешений.
Также он пообещал предоставить художникам пошаговую инструкцию по согласованию росписей, заметив, что создатели уличного искусства практически не обращаются в Комитет по градостроительству и архитектуре с инициативами.