Официальное рождение гольфа в России состоялось 18 лет назад, когда в Москве открылся первый гольф-клуб. Сегодня в стране насчитывается 18 гольф-полей, как действующих, так и проектируемых. Многие из них располагают развитой инфраструктурой. Неподалеку предлагают к продаже или в аренду загородные дома.
Считается, что игра в гольф зародилась в Шотландии в XIV в. Ее изобрели пастухи, которые с помощью посохов (будущие клюшки) загоняли камни в кроличьи норы. Сегодня в мире зарегистрировано около 90 млн приверженцев этого ставшего элитарным вида спорта. Объем рынка мировой клубной индустрии оценивается в 3,9 млрд долл. и ежегодно увеличивается на 5–15% в зависимости от страны. Надо сказать, что этот способ проведения досуга давно вышел за рамки обычного спортивного состязания. Как любил повторять дед бывшего президента США Джорджа Буша, много лет возглавлявший американскую ассоциацию гольфа, «многих своих оппонентов ты сумеешь переубедить на гольф-поле». «И действительно, — утверждает вице-президент по консалтингу компании GVA Sawyer Эвелина Павловская, — порядка 90% крупных сделок заключают именно на гольф-поле». В России сумели оценить преимущества данного вида досуга — сегодня здесь зарегистрировано около 25 тыс. игроков в гольф, 3 тыс. из них активны.
Опираясь на результаты исследования, проведенного специалистами компании GVA Sawyer, Э. Павловская рассказала о принципах создания и функционирования такого специфического объекта недвижимости, как гольф-поле. Особенностью нашей страны является сезонность. Сезон обычно открывается в мае и заканчивается в ноябре. Разумеется, гольф-поля должны появляться там, где имеется большое число приверженцев игры: вблизи крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, или в местах с подходящим климатом и развитым транспортным сообщением.
Согласно ее данным, в среднем под объект в Московском регионе отводится порядка 130 га. Из них 70 га занимает непосредственно гольф-поле (на 18 лунок), а 60 га отдано под инфраструктуру. Строительство одной лунки обходится в среднем в 1 млн долл. «Эксплуатация самого поля экономически невыгодна — на его содержание приходится 38–41% всех затрат, которые несет собственник проекта, — заметила Э. Павловская. — Не имеет смысла просто строить гольф-площадку, на территории необходима коммерческая недвижимость». Действительно, такие объекты инфраструктуры, как рестораны, кафе, гостиницы, спа-салоны, позволяют увеличить экономические показатели проекта и повысить его привлекательность для клиентов. Например, рестораны приносят клубам до 30% всей прибыли. «Для тех, кто планирует остаться более чем на один день, особенно на турниры, необходимы коттеджи в аренду или гостиничные номера. Также требуется организовать досуг болельщикам. Здесь помогут фитнес-центр, спа-салон. Разумеется, для гостей нужно организовать питание. Это означает, что в клубе должны быть ресторан и кафе», — так Э. Павловская обосновала требования к инфраструктуре. Помимо этого от 11 до 13% доходов в бюджет клуба поступает от работы магазина спортивных товаров. Сдача в аренду гольф-каров и инвентаря приносит до 15%. Но основную прибыль гольф-глуба все же формируют взносы: вступительный дает до 44%, а ежегодные членские сборы — от 5 до 13% всех поступлений. «В среднем вступительный взнос составляет 1 млн руб., а ежегодно члены клуба выплачивают от 30 до 120 тыс. руб.», — сообщила Э. Павловская.
После реализации проекта стоимость земли в окрестностях гольф-поля увеличивается, недвижимость дорожает на 20%. «Заметим, что близкое расположение такого престижного объекта в России пока недооценено, — обратила внимание Э. Павловская. — В Америке жилье в районе гольф-поля стоит в три раза дороже среднего». Впрочем, генеральный директор «Целеево Гольф и Поло клуб» Вадим Прасов сообщил, что цены на недвижимость в районе поля повысились на 200%.
Спикер подробно рассказал о проекте «Целеево». Он расположен в 42 км от МКАД по Дмитровскому шоссе и включает в себя помимо чемпионского 18-луночного гольф-поля (занимает 70 га), носящего статус Jack Nicklaus signature design golf course, Академию гольфа, а также поло-клуб с двумя игровыми полями и горнолыжный комплекс с четырьмя склонами. Кроме того, благодаря ландшафту местности с естественным перепадом высот стало возможным организовать здесь еще горнолыжный склон. В состав комплекса войдет коттеджный поселок на 140 домов, первая очередь (14 домов) которого активно строят в настоящее время. «Далеко не все покупатели домов в клубном поселке Целеево являются гольфистами. Кто-то увлекается конным поло или горными лыжами, некоторым просто нравится атмосфера, созданная в клубе», — признался В. Прасов. Площади коттеджей, расположенных на участках от 17 до 27 соток, составляют от 410 до 480 кв. м. Домовладения предлагают к продаже по цене от 2,2 до 2,8 млн долл.
Гольф-культура нашла поклонников не только в Подмосковье, но и в других регионах России. Так, в Ростовской области (17 км от города Ростов-на-Дону) в настоящее время реализуют проект Don Golf Resort. Он расположен на территории общей площадью 230 га. Здесь уже функционирует 9 лунок из запланированных 18. Помимо этого предусмотрены яхт-клуб, теннисные корты, конно-спортивный комплекс, поле для игры в поло, бассейны. Жилая недвижимость представлена поселком Риверсайд, строительство которого ведут в четыре очереди. В первую вошло 55 участков площадью от 6 до 21 сотки, все они уже проданы по цене 500–700 тыс. руб./сотка.
Между тем многие эксперты полагают, что жилая недвижимость, находящаяся рядом с гольф-полем, в России пока недооценена. В среднесрочной перспективе прогнозируют повышение интереса и появление новых для рынка видов использования такого жилья, поскольку подобное соседство представляется весьма выгодным.