Главную площадь города в ноябре начинают готовить к строительству ледового городка, и она вновь обнесена забором. Стоя рядом с ограждением, Юлия Сорокина вспоминает, как всего несколько месяцев назад, в начале августа, вместе с коллегами она готовилась к «Атмосфере»: сюда завозили землю, растения и много песка — он был нужен для зоны пляжного волейбола под открытым небом.
— Фестиваль на площади 1905 года я придумала перед Новым годом. Под бой курантов загадала желание, после праздников отправила заявку в городскую администрацию. Ответили не сразу, видимо, предложение было очень неожиданное!
Мы продумали всё: объемно-пространственную структуру, точки притяжения, как регулировать и направлять потоки людей, как поливать деревья, кусты, цветы, чтобы они выдержали двухнедельный фестиваль. Мы только не предполагали, что площадь у нас совсем не ровная, как кажется на глаз — брусчатка идет буквально волной, и пришлось уже на месте решать много возникших из-за этого проблем.
А еще мы не ожидали такого наплыва посетителей: за 16 дней у нас побывали более 133 тысяч горожан! Многие мечтали о том, чтобы сад в центре остался навсегда, но мы изначально не рассматривали такой вариант: растения привезли из питомников, а после — высадили на улицах города. Мы всегда задумываем фестивали так, чтобы ничего живого не срезать и не выбрасывать.
Новая «Атмосфера» сейчас в стадии планирования: летом 2022 года мы вновь выйдем на площадь 1905 года, чтобы показать возможности ландшафтных дизайнеров региона, создать авторские сады. А еще я думаю о водных садах — почему бы не сделать их у нас на городском пруду? Будет здорово!
Юлия создала свою компанию 11 лет назад. Тогда она еще не называлась Green Park. Сначала это была небольшая студия ландшафтного дизайна, а сегодня — настоящая территория ландшафтных решений со своим проектным бюро и солидным пулом клиентов. Сейчас в портфолио компании более 300 реализованных проектов, самые знаковые из которых: ЖК «Макаровский квартал», башня «Исеть», ЖК «Форум-сити». О каждом из них Юлия может говорить часами, но некоторые оставили особенный след:
— Было время, когда я клялась себе, что никогда не пойду работать с общественными пространствами — только частные клиенты! Как-то мы выиграли тендер на озеленение 86 дворов Екатеринбурга. И я очень хорошо помню истории на Уралмаше, когда вокруг нашей работы велись целые бои: выходили молодые мамы и благодарили нас за установку скамеек — будет, где присесть, чтобы покачать коляску. Тут же выбегали пенсионерки с криками: «Уберите свои скамейки, здесь по вечерам алкаши будут собираться, мы не хотим!» И начинались скандалы. Деревья вырывали с корнем, цветы воровали в частные сады.
Но, как говорится, никогда не говори никогда! Работая с частными заказами, мы столкнулись с тем, что не можем показать, какого уровня мы достигли: все спрятано за высокими заборами. А хочется, чтобы это было для всех. Тогда и пришло понимание, что нужно делать общественные территории. Один из последних удачных примеров — сквер перед жилым комплексом на Первомайской, 60.
Английский сад в уральской столице
Жилой дом бизнес-класса встроен в глубину тихого квартала в квадрате улиц Восточная, Первомайская, Мичурина. Новостройка сдана летом 2021 года. Девелопер предложил разбить перед входом сквер в английском стиле.
— Мы сначала, конечно, удивились, потому что создать настоящий английский сад на нескольких квадратных метрах нереально — это изначально масштабная планировка. Но мы оттолкнулись от базовых принципов и предложили свою стилизацию. Важно, что сквер перед домом на Первомайской, 60, открыт для горожан.
Живая изгородь визуально разграничивает тротуар и зеленую зону — нет никакого забора или двери с домофоном. Прохожие в хорошую погоду могут расположиться на скамейках — они специально сделаны полукруглыми, чтобы собеседники сидели вполоборота друг к другу и свободно общались. Я сама видела, как подростки садятся на одну, а бабушки на другую — между ними расстояние, никто друг другу не мешает.
Над скамейками растут липы-зонты. В Екатеринбурге не хватает таких приемов озеленения, когда крона дерева как будто раскрывается над нами. Когда липы подрастут, они будут отбрасывать тень, но лишь на половину скамьи, чтобы можно было выбрать — присесть на солнечную часть или спрятаться от лучей. Скамейки, как и шахта дымоудаления, расположенная в глубине сквера, выкрашены в тот самый настоящий английский красный цвет и намекают на двухэтажные автобусы и телефонные будки Лондона.
Если пройти через ресепшн и оказаться во внутреннем дворе, куда могут попасть только жильцы дома, мы сразу видим сосну — она полезна своими фитонцидами. 15 минут проведешь под этим деревом, и регулируется деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливаются биотоки головного мозга, снижается уровень сахара в крови, проходит головная боль, усталость, улучшается самочувствие и настроение. Рядом ель-улей. Оба дерева формированы так, чтобы не дать им разрастись, ведь они высажены над парковкой.
Территория внутреннего двора огорожена забором, уже следующим летом его затянет девичий виноград. И, конечно, много цветников, ведь лейтмотив проекта — английские сады.
Гортензии вокруг «Исети»
Когда пять лет назад в эксплуатацию сдавали 209-метровую башню «Исеть», она считалась самым высоким северным небоскребом в мире. Тогда было неизвестно, как в дальнейшем будет развиваться застройка «Екатеринбург-Сити», поэтому вокруг башни остались большие газоны. Судьбу незастроенной территории обсуждают до сих пор, и есть надежда, что эта часть центра города останется максимально зеленой.
— Проходя мимо «Исети» (офис моей компании буквально через дорогу от нее), я вспоминаю, как мы в 2017 году работали с озеленением этой территории. Здесь появились одни из первых в Екатеринбурге зеленых парковок — жители города ставят машины на открытой площадке рядом с яблонями. Всего было высажено 120 деревьев. Пять лет назад это считалось прорывным решением, как и монопосадки кустарников, и озеленение в кашпо.
Последнее вообще тренд, так как под тротуарами очень много коммуникаций и иногда высадить растения в грунт не представляется возможным. Гортензии и яблони высажены и по улице Бориса Ельцина вдоль ресторанчиков у подножья башни. Они хороши весь сезон — от весны до осени.
Скромное обаяние старины
С весны 2020 года Юлия Сорокина и команда территории ландшафтных решений Green Park обживают дом в стиле модерн, построенный в начале прошлого века на углу бывших улиц Ломаевской и переулка Шипиловского (сейчас — улица Февральской революции, 27).
Предположительно, автором проекта был Иван Янковский — городской архитектор Екатеринбурга в 1907–1914 годах. До революции дом сменил нескольких владельцев, включая первого главного врача Екатеринбургской железнодорожной больницы Михаила Соколова. В советское время здесь располагались детский дом и детсад.
— Когда я впервые побывала в этом доме, у меня не было желания его покупать. Тем более что здесь нужно чинить буквально все — от пола до потолка. А еще в здании не было воды и санузлов. А потом случайно узнала, что к особняку приглядывается арендатор, который планирует сделать из него лофт. Это не давало мне покоя: лофт и особняк в стиле модерн вообще никак не стыкуются между собой. И я решилась, тем более что пришло время переезжать всем офисом с улицы Маршала Жукова, где нам становилось тесно.
— Мне сейчас кажется, что это дом выбрал меня, а не я его. Моя жизнь полностью изменилась: после того как наша команда перебралась в особняк, я живу в квартире на улице Воеводина с видом на Исторический сквер. Это тот самый дом, в котором в 60-е годы жил Борис Ельцин с семьей. В теплое время года я сплю с открытыми окнами, мне совершенно не мешает уличный шум. По утрам меня будят птицы.
Раньше я жила в Арамиле — там у меня загородный дом. Я сама оттуда родом, там закончила школу, затем поступила в Екатеринбургский техникум химического машиностроения и после в горный институт на инженера-конструктора, чему очень рада — это технический склад ума и возможность легко проектировать сложные инженерные конструкции. Но по специальности долго не проработала — оказалось, что стоять перед кульманом так скучно!
Потом были пробы себя в маркетинге, в найме и в бизнесе, учеба в архитектурном институте, преподавание в лесотехническом, открытие своей ландшафтной школы, куда мы приглашали лучших из лучших специалистов отрасли со всей страны читать лекции практикующим специалистам в Екатеринбурге. Вот таким непростым путем я пришла в ландшафтный дизайн. Сейчас дом, работа, школа и институт детей — все в шаговой доступности, все в Екатеринбурге.
Вместе с особняком в стиле модерн нам досталась совершенно запущенная территория, где бегала стая бродячих собак, на теплотрассе собирались бездомные и повсеместно сваливался мусор. И это самый центр города, в нескольких метрах от правительственных зданий и пятизвездочного отеля! Мы начали наводить порядок, взяли шефство над 150-летним дубом, самым старым, как говорят краеведы, в Екатеринбурге. Он растет за границей нашего участка, но мы за ним приглядываем.
Чуть дальше полуразрушенный дом камнереза Ястребова. Здесь бывал Бажов и, по легенде, задумал образ Данилы-мастера, наблюдая за работой в мастерских, которые располагались тут же. Вокруг не случайно посажены яблони: камнерезное производство — это пыль и вред для легких, а яблони помогают быстрее очистить воздух.
В старину ничего не делали просто так — все имело свой смысл. Вот и мы так же осмысленно подходим к нашей придомовой территории, сейчас приводим ее в порядок. Весной здесь расцветут пионы, а на небольшом газоне — целая река луковичных: нарциссы, тюльпаны, крокусы, мускари.
— Весь год мы проводили экспертизу, чтобы начать ремонт нашего дома. Так как он является памятником федерального значения, просто так взять и залатать дыру в крыше нельзя. Нужно провести исследование и нанять лицензированных специалистов. Поэтому мы въехали и не стараемся быстро что-то менять.
Здесь какая-то особая атмосфера, в которую невозможно не влюбиться. В особняке три камина, два из которых замурованы. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы сможем их вскрыть и восстановить. Один камин выглядит как рабочий, но дымоход замуровали еще в советское время — кругом деревянные перекрытия, и разводить огонь небезопасно.
— Два раза в год мы проводим дни открытых дверей. Горожане всегда восторгаются роскошными большими окнами, у которых даже подоконники выгнутые — все в стиле модерн. Недавно мы поселили в доме котенка Гриню. Если бродячие собаки и бездомные перестали появляться вокруг дома, когда мы развернули свою деятельность, то грызуны нас не боятся.
Я очень благодарна своей команде, которая разделяет мою любовь к дому — без понимания ценности этого особняка, необходимости его сохранения, нельзя никого убедить здесь находиться.
Наша компания выигрывает крупные тендеры на озеленение не только в Екатеринбурге: есть заказчики по всему УрФО, а недавно мы сдали жилой комплекс в Санкт-Петербурге. Мне неоднократно предлагали переехать работать в Москву, я много путешествую, но всегда возвращаюсь в Екатеринбург. Меня тянет сюда. И я уверена: наш Екатеринбург — лучший из всех городов мира и достоин самых лучших решений в благоустройстве и озеленении. Я очень надеюсь, что моя работа нужна нашему городу и делает его лучше.
Фотографии с фестиваля «Атмосфера» предоставлены Юлией Сорокиной