Давайте сначала разберемся в терминологии. Что включает в себя понятие «энергоэффективный дом» в России? В первую очередь это набор технологических и инженерных решений, благодаря которым снижаются теплопотери здания.
Однако вынужден констатировать: спрос на ресурсосберегающие решения среди покупателей в России минимален. Энергоэффективные дома — практичное решение, но провальный маркетинговый ход. Цена и локация по-прежнему остаются ключевыми критериями при выборе и покупке жилья, и «наивысший класс энергоэффективности» им сильно уступает.
Соответственно, у людей нет и понимания, что конкретно им дает класс энергоэффективности А или D.
Приведу пример. Наша компания строит дома по собственному проекту энергоэффективного дома. Он подразумевает сокращение теплопотерь здания в 1,5-2 раза. Например, в Сургуте, где начиналась реализация проекта, дома теряют чуть более 30 Вт/кв. м при нормативе в 56 Вт/кв. м. В Подмосковье мы планируем достичь показателя теплопотерь в 25 Вт/кв. м при нормативе 43 Вт/кв. м. Ниже теплопотери — ниже коммунальная плата. Вся коммуналка за двушку площадью 72 кв. м в нашем подмосковном проекте составляет в среднем 5800 рублей. В другом доме за квартиру аналогичной площади владельцы могут платить до 7-9 тысяч рублей и выше.
Один из принципов снижения теплопотери — это переход на автономное горячее водоснабжение, а иногда и отопление тоже. То есть в таких домах в квартирах нет труб с горячей водой. Она нагревается в бойлерах. Радиаторы отопления также работают от электричества с возможностью регулировать температуру. Однако такое решение, несмотря на его надежность, комфорт и экономичность не воспринимается покупателем.
Несколько лет назад в Сургуте мы построили свой первый энергоэффективный дом с автономным отоплением и горячей водой «от розетки». Это решение было оправдано еще и тем, что в Сургуте находится крупнейшая в России ГРЭС, и электроэнергия в регионе одна из самых доступных по стране. Но такое новшество, как отсутствие центрального отопления и горячей воды, клиенты восприняли негативно. Хотя теплопотери сокращались в трое и примерно на столько же сокращались и коммунальные платежи.
Когда мы пришли с таким же проектом в Москву, история повторилась — покупатели были недовольны горячей водой из бойлера. Мы пошли им навстречу и провели в дома центральное ГВС. В итоге наши клиенты, которые могли сравнить плату за квартиру до и после, признали, что горячая вода «от розетки» обходится дешевле. Но теперь им все равно нужно платить за горячую воду, поскольку система уже установлена в доме. Недостаток централизованного отопления/горячего водоснабжения — потери тепла при транспортировке до квартиры и та самая холодная вода, которая течет из вашего крана первую минуту после открытия крана ГВС.
Почему энергоэффективные решения в строительстве не находят своего покупателя? Потому что когда дело доходит до реальной сделки, люди всегда голосуют рублем. Но делают они это в краткосрочной перспективе, не оценивая эффект, который в будущем могут получить от высокого класса энергоэффективности дома.
Психологические особенности восприятия у человека таковы, что мы, как правило, делаем выбор на основе эмоций. К тому же в современном мире преобладают визуалы.
В том числе поэтому же такой показатель, как ресурсосбережение зданий, вторичен и для девелопера: нет спроса — нет предложения. А значит, энергоэффективные дома в массовом строительстве в России еще не скоро станут популярными.
Хотя для застройщика создание такого дома не повлечет увеличения расходов. Более того, с точки зрения эксплуатации дом, в котором применены энергосберегающие технологии, выгоден и для застройщика тоже. Например, мы не продаем квартиры на этапе строительства, поэтому пока они не проданы, затраты по содержанию дома несем мы. В этом случае низкие теплопотери здания и отсутствие потерь при транспортировке теплоносителя оборачиваются хорошей экономией и для нас.