Уже несколько лет в России есть возможность оформления прав собственности на недвижимость в интернете. Однако «электронная» регистрация так и не вошла в широкий обиход. Почему?
Скорость как преимущество
Главный козырь электронной регистрации – быстрое оформление. Ирина Кораблева, риэлтор КЦДСиН Консультационного Центра по долевому строительству и недвижимости, рассказывает, что «обычно от подачи документов на электронную регистрацию до получения проходит от нескольких часов до четырех рабочих дней». Для сравнения: в МФЦ бумажный процесс может занять семь-девять дней.
Марина Любельская, заместитель генерального директора концерна «Крост», уверяет: в онлайне процесс занимает буквально полчаса с момента заключения договора до его регистрации в Росреестре.
Что мешает?
Между тем пока «электронные» сделки для россиян экзотика – отпугивает виртуальный характер документа и отсутствие живой печати.
Более того, не всегда понятно, что с этим «документом» делать. Скажем, при сделках на «вторичке» загвоздка в том, что в договоре аренды банковской ячейки прописано: открыть ее можно только при предъявлении оригинала подписанного договора купли-продажи с печатью Росреестра о регистрации документа. А в случае с электронной процедурой такой документ предоставить невозможно – у покупателя и продавца на руках только выписка ЕГРП, в которой указан новый собственник и электронный договор купли-продажи.
Александр Лунин, ведущий менеджер по вторичной недвижимости компании «Азбука Жилья», утверждает: «Росреестр убрал свидетельства государственного образца, к тому же, еще убирает живые печати на документах, что дает новые лазейки для мошенников».
«электронные» сделки могут быть опасны.
«В итоге получается не документ, а «филькина грамота». Об этом все мошенники в курсе. Они могут взять несколько авансов по фальшивым документам, ссылаясь на то, что была электронная регистрация. Технологии идут вперед, но сначала необходимо подготовить почву, в том числе – законодательную, а потом менять все поэтапно», – считает эксперт.
Для тех, кого виртуальные проблемы не пугают, ЦИАН собрал кейсы по оформлению «электронных» сделок.
Самостоятельная регистрация
Для начала зарегистрируйтесь на федеральном портале госуслуг, а потом создайте с помощью предоставленных учетных данных личный кабинет на сайте Росреестра.
Далее на сайте Росреестра вы заполняете заявку на регистрацию договора. На этом этапе потребуется электронная подпись со стороны покупателя и продавца, которую можно получить в Федеральной кадастровой палате (инструкция ниже).
Вместе с заявкой на регистрацию договора вы загружаете в систему стандартный пакет документов – паспорта всех участников сделки, договор купли-продажи или ипотечное соглашение, нотариальное согласие супруга/супруги на проведение сделки, выписку из ЕГРП на объект недвижимости и пр. Важно – все документы должны быть в формате XML или PDF.
Не забываем оплатить госпошлину в размере 2 тыс. рублей, а также указать электронный адрес, на который будут направлены «результаты оказания услуги» – документ с электронной подписью.
Кстати, после регистрации права собственности в онлайн бумажный документ можно заказать и получить в МФЦ за 750 рублей. Для этого требуются заявление, паспорт и квитанция об оплате госпошлины. Ориентировочный срок изготовления – пять рабочих дней.
Составьте заявку на электронную подпись в Федеральную кадастровую палату. Соберите пакет документов: паспорт или его нотариально заверенную копию, СНИЛС, ИНН, а также заявление на регистрацию электронного ключа. Приезжайте в офис, адрес которого можно найти на официальном сайте Федеральной кадастровой палаты. В качестве альтернативного варианта – закажите выезд сотрудника для удостоверения личности. Стоимость электронной подписи – 700 рублей. При условии выезда сотрудника – 1,4 тыс. рублей. Если же вы планируете получить подпись на отдельном USB-носителе, то придется отдать 2,15 тыс. рублей. При этом не стоит забывать, что при регистрации сделки в онлайн, подпись нужно оформить как продавцу, так и покупателю. То есть, умножайте все расходы на два. Забрать электронную подпись можно лично или скачать ее на сайте Федеральной кадастровой палаты. Для распознавания вашей электронной подписи нужно установить программу «КриптоАРМ стандарт» и специальный плагин «КриптоПро ЭЦП». С инструкцией, как работать с электронной подписью, можно ознакомиться по ссылке.
Банки – долго и дорого
Пройти электронную регистрацию также можно в банках, имеющих соглашения с Росреестром. Например, это актуально, когда у вас ипотечная сделка. В частности, в Сбербанке есть сервис, позволяющий в онлайн регистрировать право собственности на готовое жилье или договора долевого участия.
Учтите, что в этом случае нужно оплачивать не только госпошлину (2 тыс. рублей), но и услуги самого Сбербанка.
Нотариус дешевле
Еще один вариант – электронная регистрация у нотариуса.
«У нотариуса услуга стоит около 4 тыс. рублей за регистрацию, включая пошлину. И еще около 500 рублей отдается при получении документов за то, чтобы свидетельство было на бланке с печатью нотариуса», – рассказали ЦИАН риэлторы.
Однако и это может быть не хэппи-энд. «Трижды за 2017 год сталкивалась с отказом нотариусов в такой регистрации из-за проблем с работой подразделения Росреестра по электронной регистрации», – рассказала Ирина Кораблева.