Как понять, что кондиционер нужно заправить фреоном
Самый очевидный сигнал о том, что нужно заправить кондиционер, — снижение эффективности охлаждения или обогрева. Аппарат работает, шумит, но в помещении не становится прохладнее или теплее. При этом компрессор, пытаясь выйти на заданные параметры, может работать практически без остановок, что в итоге приводит к его износу.
Второй важный признак — визуальные подсказки на самом блоке. Явный симптом — появление инея или наледи на трубках с фреоном или на корпусе испарителя внутреннего блока.

Фото: bombermoon / Shutterstock / Fotodom
Это происходит потому, что при недостатке хладагента давление в системе падает, температура кипения фреона снижается и он начинает испаряться слишком рано, непосредственно в теплообменнике. В результате поверхность теплообменника переохлаждается и влага из воздуха моментально на нём намерзает.
Третий признак — срабатывание системы защиты. Сплит-системы оснащены датчиками низкого давления. Когда количество фреона опускается ниже критической отметки, автоматика блокирует работу компрессора, чтобы предотвратить его повреждение.
В этом случае на дисплее пульта или внутреннего блока начинает мигать индикатор ошибки, а сам кондиционер не включается. Коды ошибок у каждого производителя свои, расшифровать их поможет руководство по эксплуатации.
И, конечно, самый неприятный и наглядный признак — обнаруженная утечка. Если при внимательном осмотре межблочных медных трубок, соединительных гаек или мест вальцовки вы заметили характерные маслянистые подтёки, это верный знак проблемы. Масло циркулирует в контуре вместе с хладагентом, его следы снаружи кондиционера указывают на разгерметизацию.

Из-за протечки на стене может появиться плесень. Фото: Lina Mo / Shutterstock / Fotodom
Где искать информацию о типе фреона
Если использовать неподходящий фреон, компрессор сломается и климатическая система выйдет из строя. Дело в том, что разные типы хладагентов имеют разные физико-химические свойства: плотность, давление, совместимость с маслом, циркулирующим в системе.
Самый надёжный источник информации о типе фреона — информационный шильдик на внешнем блоке кондиционера, который размещают на боковой стенке корпуса или под защитной крышкой. Среди параметров нужно найти маркировку Refrigerant. Там будут указаны марка и масса заправки в граммах. Фреоны обозначают буквой R и цифрами, например R410a.

Фото: viktor ellyas / Shutterstock / Fotodom
Если доступ к внешнему блоку затруднён или надпись повреждена, данные содержатся в инструкции по эксплуатации или паспорте прибора. Старые системы чаще заправляют фреоном R22, новые — R410a или R32.
Если шильдик и инструкция не сохранились, следует обратиться к профессионалу или в сервисный центр. Специалист поможет определить тип хладагента с помощью технической документации и проверит всю систему.
— Найти информационную табличку на внешнем блоке кондиционера.
— Посмотреть там маркировку фреона — из буквы R и цифр.
— Если на самом кондиционере информация недоступна, смотрим инструкцию по эксплуатации, паспорт прибора.
Какое оборудование и какие материалы понадобятся
Работа с хладагентом требует точности и соблюдения мер безопасности, поэтому экономить на инструментах нельзя.
Базовый набор включает в себя:
→ Манометрический коллектор — для контроля давления в системе. Двухмагистральный комплект с синим и красным шлангами позволяет подключаться к сервисным портам кондиционера и отслеживать параметры во время заправки.
→ Вакуумный насос — для удаления влаги и воздуха из контура. Без качественной вакуумизации системы влага вступит в реакцию с хладагентом и образует кислоту, что приведёт к коррозии компрессора и дорогостоящему ремонту.
→ Электронные весы — для точного дозирования хладагента. Заправка осуществляется по массе, указанной производителем на шильдике, и погрешность даже в несколько грамм может снизить эффективность работы системы.
→ Баллон с фреоном — должен соответствовать типу хладагента, указанному в документации кондиционера. Заправляют систему при помощи баллона с пистолетом-дозатором и запорным клапаном.

Фото: Nonthanat Stock / Shutterstock / Fotodom
Могут понадобиться и дополнительные материалы и инструменты. Например, сервисные порты и переходники для подключения к различным типам клапанов.
Для работы с фреоном необходимы защитные средства: как минимум перчатки для рук и защитная маска. Жидкий фреон при попадании на кожу вызывает обморожение, а его пары вредны для дыхания.
Заправляем кондиционер фреоном: пошаговая инструкция
Заправку нужно выполнять не только со специальным оборудованием, но и со строгим соблюдением технологии работ. Любая ошибка на этом этапе может привести к повреждению компрессора, утечке хладагента или полному выходу системы из строя.
Соблюдаем меры безопасности
Перед началом проверяем, что помещение хорошо проветривается, а температура на улице не ниже +10 ℃.
Отключаем кондиционер в квартире от электросети на щитке.
Находим сервисные порты
Сервисные порты расположены на внешнем блоке кондиционера и защищены резьбовыми колпачками. Верхний порт — более тонкий — предназначен для подачи жидкого фреона. Более толстый нижний — для газообразного. Очищаем от грязи область вокруг портов.
Подключаем манометрический коллектор
Синий шланг коллектора подключаем к порту низкого давления — нижний толстый шланг. Красный шланг оставляем закрытым.
Центральный жёлтый шланг подключаем к вакуумному насосу. Нужно убедиться, что все соединения затянуты.
Вакуумируем систему
Включаем вакуумный насос и открываем вентили на коллекторе. Процесс должен длиться не менее 15 минут до достижения показателя −30 мм рт. ст. на вакуумметре.
Закрываем вентили и отключаем насос. Оставляем систему на 10–15 минут для контроля стабильности давления.

Фото: Kelly Marken / Shutterstock / Fotodom
Готовим баллон с фреоном
Устанавливаем баллон на электронные весы и обнуляем показатели. Подсоединяем жёлтый шланг коллектора к баллону через переходник. Открываем кран на баллоне и кратковременно, 2–3 секунды стравливаем воздух из шланга.
Заправляем систему фреоном
Включаем кондиционер в режиме охлаждения. Медленно открываем вентиль низкого давления на коллекторе.
Контролируем количество подаваемого фреона по весам. Для большинства бытовых систем требуется 500–800 грамм. Следим за давлением: для R410a норма составляет 5–8 бар с учётом того, что температура воздуха на улице выше 0 ℃.
Контролируем заправку
Периодически проверяем температуру выдуваемого воздуха. Если заправили правильно, через 10–15 минут она должна быть на 8–12 градусов ниже температуры в помещении.
Измеряем ток потребления компрессора: он не должен превышать номинальный.
Завершаем работу
Закрываем вентиль на баллоне, затем на коллекторе. Отсоединяем шланги и устанавливаем защитные колпачки на сервисные порты.
Включаем кондиционер на полную мощность и проверяем работу во всех режимах.
Нужно убедиться в отсутствии утечек с помощью течеискателя.
Утилизируем отходы
Остатки фреона из баллона и шлангов необходимо сдать в специализированный центр или пункт приёма. Выпускать хладагент в атмосферу запрещено.
Фиксируем результаты
Записываем количество заправленного фреона, начальное и конечное давление, температуру воздуха. Эти данные помогут при следующем обслуживании.
Если при заправке давление не стабилизируется или температура не снижается, возможно, в системе есть утечка. В этом случае следует прекратить работы и обратиться к специалисту.
Контроль результата
После заправки фреона смотрим температуру выходного воздуха. Разница температур комнатного и выходного воздуха должна составлять 8–12 градусов через 15 минут работы на охлаждении.
Проверяем давление в системе при помощи манометрического коллектора. Учитываем температуру воздуха: при +35 ℃ давление выше.
Осматриваем теплообменники: отсутствие обледенения на испарителе и перегрева на конденсаторе свидетельствует о нормальной работе. Измеряем ток потребления компрессора: показания не должны превышать номинальные значения.
Проверяем дренажную систему. Конденсат должен равномерно стекать. Через 24–48 часов повторно проверяем давление и осматриваем порты течеискателем. Стабильность параметров подтвердит успешность заправки.
Частые ошибки при заправке кондиционера и их последствия
Некорректные действия приводят к серьёзным последствиям — от снижения эффективности кондиционера до его полного выхода из строя.
Собрали самые распространённые ошибки, их последствия и решения в таблицу:

Каждая из этих ошибок значительно увеличит стоимость последующего ремонта. Если опыта ремонта своими руками нет, лучше доверить заправку профессионалам.
Главное
Основные признаки нехватки фреона в кондиционере — снижение эффективности охлаждения или обогрева, появление инея на трубках или испарителе, срабатывание защиты и видимые маслянистые подтёки.
Использовать нужно строго соответствующий хладагент, его тип можно найти на внешнем блоке кондиционера или в паспорте устройства.
Работа с фреоном требует точности и соблюдения техники безопасности. Для восполнения уровня фреона понадобятся манометрический коллектор, вакуумный насос, электронные весы, баллон с фреоном, средства защиты.
Процесс заправки включает вакуумирование системы, контролируемую заправку по массе и давлению, проверку температуры выходного воздуха, контроль отсутствия утечек и стабильности параметров.
При нестабильном давлении, отсутствии ожидаемого охлаждения или обогрева, признаках утечки следует прекратить работу и обратиться к специалисту.














