Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия

Как заправить кондиционер фреоном своими руками

Вадим Кизимов
338
Обсудить
Как заправить кондиционер фреоном своими руками
Когда кондиционер плохо обогревает или охлаждает помещение, вполне возможно, что дело в утечке хладагента. Если гарантийные обязательства не затронуты и нужно сэкономить на услугах мастера, можно самому заправить кондиционер — при условии строгого соблюдения технологии. Рассказываем, как определить утечку и восстановить уровень фреона в кондиционере, а также как проверить корректность действий и избежать ошибок.

Как понять, что кондиционер нужно заправить фреоном

Чтобы не запутаться, коротко подсветим, одно ли и то же означают термины «хладагент» и «фреон». Хладагент — это общий термин для натуральных и синтетических веществ, которые переносят или поглощают тепло. А фреон — торговая марка для определённых синтетических хладагентов, то есть это частный случай.

Самый очевидный сигнал о том, что нужно заправить кондиционер, — снижение эффективности охлаждения или обогрева. Аппарат работает, шумит, но в помещении не становится прохладнее или теплее. При этом компрессор, пытаясь выйти на заданные параметры, может работать практически без остановок, что в итоге приводит к его износу.

Второй важный признак — визуальные подсказки на самом блоке. Явный симптом — появление инея или наледи на трубках с фреоном или на корпусе испарителя внутреннего блока.

Фото: bombermoon / Shutterstock / Fotodom

Это происходит потому, что при недостатке хладагента давление в системе падает, температура кипения фреона снижается и он начинает испаряться слишком рано, непосредственно в теплообменнике. В результате поверхность теплообменника переохлаждается и влага из воздуха моментально на нём намерзает.

Третий признак — срабатывание системы защиты. Сплит-системы оснащены датчиками низкого давления. Когда количество фреона опускается ниже критической отметки, автоматика блокирует работу компрессора, чтобы предотвратить его повреждение.

В этом случае на дисплее пульта или внутреннего блока начинает мигать индикатор ошибки, а сам кондиционер не включается. Коды ошибок у каждого производителя свои, расшифровать их поможет руководство по эксплуатации.

И, конечно, самый неприятный и наглядный признак — обнаруженная утечка. Если при внимательном осмотре межблочных медных трубок, соединительных гаек или мест вальцовки вы заметили характерные маслянистые подтёки, это верный знак проблемы. Масло циркулирует в контуре вместе с хладагентом, его следы снаружи кондиционера указывают на разгерметизацию.

Из-за протечки на стене может появиться плесень. Фото: Lina Mo / Shutterstock / Fotodom

Где искать информацию о типе фреона

Если использовать неподходящий фреон, компрессор сломается и климатическая система выйдет из строя. Дело в том, что разные типы хладагентов имеют разные физико-химические свойства: плотность, давление, совместимость с маслом, циркулирующим в системе.

Самый надёжный источник информации о типе фреона — информационный шильдик на внешнем блоке кондиционера, который размещают на боковой стенке корпуса или под защитной крышкой. Среди параметров нужно найти маркировку Refrigerant. Там будут указаны марка и масса заправки в граммах. Фреоны обозначают буквой R и цифрами, например R410a.

Фото: viktor ellyas / Shutterstock / Fotodom

Если доступ к внешнему блоку затруднён или надпись повреждена, данные содержатся в инструкции по эксплуатации или паспорте прибора. Старые системы чаще заправляют фреоном R22, новые — R410a или R32.

Если шильдик и инструкция не сохранились, следует обратиться к профессионалу или в сервисный центр. Специалист поможет определить тип хладагента с помощью технической документации и проверит всю систему. 

Чек-лист

— Найти информационную табличку на внешнем блоке кондиционера.

— Посмотреть там маркировку фреона — из буквы R и цифр.

— Если на самом кондиционере информация недоступна, смотрим инструкцию по эксплуатации, паспорт прибора.

Какая влажность должна быть в квартире зимой и летом

Какое оборудование и какие материалы понадобятся

Работа с хладагентом требует точности и соблюдения мер безопасности, поэтому экономить на инструментах нельзя.

Базовый набор включает в себя:

Манометрический коллектор — для контроля давления в системе. Двухмагистральный комплект с синим и красным шлангами позволяет подключаться к сервисным портам кондиционера и отслеживать параметры во время заправки.

Вакуумный насос — для удаления влаги и воздуха из контура. Без качественной вакуумизации системы влага вступит в реакцию с хладагентом и образует кислоту, что приведёт к коррозии компрессора и дорогостоящему ремонту.

Электронные весы — для точного дозирования хладагента. Заправка осуществляется по массе, указанной производителем на шильдике, и погрешность даже в несколько грамм может снизить эффективность работы системы.

Баллон с фреоном — должен соответствовать типу хладагента, указанному в документации кондиционера. Заправляют систему при помощи баллона с пистолетом-дозатором и запорным клапаном.

Фото: Nonthanat Stock / Shutterstock / Fotodom

Могут понадобиться и дополнительные материалы и инструменты. Например, сервисные порты и переходники для подключения к различным типам клапанов. 

важно

Для работы с фреоном необходимы защитные средства: как минимум перчатки для рук и защитная маска. Жидкий фреон при попадании на кожу вызывает обморожение, а его пары вредны для дыхания.

Заправляем кондиционер фреоном: пошаговая инструкция

Заправку нужно выполнять не только со специальным оборудованием, но и со строгим соблюдением технологии работ. Любая ошибка на этом этапе может привести к повреждению компрессора, утечке хладагента или полному выходу системы из строя.

Соблюдаем меры безопасности

Перед началом проверяем, что помещение хорошо проветривается, а температура на улице не ниже +10 ℃. 

Отключаем кондиционер в квартире от электросети на щитке.

Находим сервисные порты 

Сервисные порты расположены на внешнем блоке кондиционера и защищены резьбовыми колпачками. Верхний порт — более тонкий — предназначен для подачи жидкого фреона. Более толстый нижний — для газообразного. Очищаем от грязи область вокруг портов.

Подключаем манометрический коллектор

Синий шланг коллектора подключаем к порту низкого давления — нижний толстый шланг. Красный шланг оставляем закрытым. 

Центральный жёлтый шланг подключаем к вакуумному насосу. Нужно убедиться, что все соединения затянуты.

Вакуумируем систему

Включаем вакуумный насос и открываем вентили на коллекторе. Процесс должен длиться не менее 15 минут до достижения показателя −30 мм рт. ст. на вакуумметре. 

Закрываем вентили и отключаем насос. Оставляем систему на 10–15 минут для контроля стабильности давления.

Фото: Kelly Marken / Shutterstock / Fotodom

Готовим баллон с фреоном

Устанавливаем баллон на электронные весы и обнуляем показатели. Подсоединяем жёлтый шланг коллектора к баллону через переходник. Открываем кран на баллоне и кратковременно, 2–3 секунды стравливаем воздух из шланга.

Заправляем систему фреоном

Включаем кондиционер в режиме охлаждения. Медленно открываем вентиль низкого давления на коллекторе. 

Контролируем количество подаваемого фреона по весам. Для большинства бытовых систем требуется 500–800 грамм. Следим за давлением: для R410a норма составляет 5–8 бар с учётом того, что температура воздуха на улице выше 0 ℃.

Контролируем заправку

Периодически проверяем температуру выдуваемого воздуха. Если заправили правильно, через 10–15 минут она должна быть на 8–12 градусов ниже температуры в помещении. 

Измеряем ток потребления компрессора: он не должен превышать номинальный.

Завершаем работу

Закрываем вентиль на баллоне, затем на коллекторе. Отсоединяем шланги и устанавливаем защитные колпачки на сервисные порты. 

Включаем кондиционер на полную мощность и проверяем работу во всех режимах. 

Нужно убедиться в отсутствии утечек с помощью течеискателя.

Утилизируем отходы

Остатки фреона из баллона и шлангов необходимо сдать в специализированный центр или пункт приёма. Выпускать хладагент в атмосферу запрещено.

Фиксируем результаты

Записываем количество заправленного фреона, начальное и конечное давление, температуру воздуха. Эти данные помогут при следующем обслуживании.

важно

Если при заправке давление не стабилизируется или температура не снижается, возможно, в системе есть утечка. В этом случае следует прекратить работы и обратиться к специалисту. 

Контроль результата

После заправки фреона смотрим температуру выходного воздуха. Разница температур комнатного и выходного воздуха должна составлять 8–12 градусов через 15 минут работы на охлаждении.

Проверяем давление в системе при помощи манометрического коллектора. Учитываем температуру воздуха: при +35 ℃ давление выше.

Осматриваем теплообменники: отсутствие обледенения на испарителе и перегрева на конденсаторе свидетельствует о нормальной работе. Измеряем ток потребления компрессора: показания не должны превышать номинальные значения.

Проверяем дренажную систему. Конденсат должен равномерно стекать. Через 24–48 часов повторно проверяем давление и осматриваем порты течеискателем. Стабильность параметров подтвердит успешность заправки.

Частые ошибки при заправке кондиционера и их последствия

Некорректные действия приводят к серьёзным последствиям — от снижения эффективности кондиционера до его полного выхода из строя. 

Собрали самые распространённые ошибки, их последствия и решения в таблицу:

Каждая из этих ошибок значительно увеличит стоимость последующего ремонта. Если опыта ремонта своими руками нет, лучше доверить заправку профессионалам.

Бесплатно подберём квартиру в новостройке
Консультант Циана ответит на все ваши вопросы

Главное

Основные признаки нехватки фреона в кондиционере — снижение эффективности охлаждения или обогрева, появление инея на трубках или испарителе, срабатывание защиты и видимые маслянистые подтёки.

Использовать нужно строго соответствующий хладагент, его тип можно найти на внешнем блоке кондиционера или в паспорте устройства.

Работа с фреоном требует точности и соблюдения техники безопасности. Для восполнения уровня фреона понадобятся манометрический коллектор, вакуумный насос, электронные весы, баллон с фреоном, средства защиты. 

Процесс заправки включает вакуумирование системы, контролируемую заправку по массе и давлению, проверку температуры выходного воздуха, контроль отсутствия утечек и стабильности параметров.

При нестабильном давлении, отсутствии ожидаемого охлаждения или обогрева, признаках утечки следует прекратить работу и обратиться к специалисту.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Автор
Теги
Могут подойти
0 комментариев
Сейчас обсуждают
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости