За последнее десятилетие вокруг Санкт-Петербурга выросли города-сателлиты: Кудрово, Мурино, Новое Девяткино и другие. Кварталы многоэтажек привлекли сотни тысяч жителей, но не обеспечили их инфраструктурой. Как Северная столица планирует решать проблемы?
Стройка в поляхСвободной земли в границах Петербурга очень мало, причем в основном остались участки под точечные проекты. Поэтому в конце 2000-х девелоперы дружно обратили внимание на приграничные территории – поселки и деревни, за которыми простирались километры полей. Упрощал задачу и тот факт, что до недавнего времени вопрос строительства в Ленобласти курировался муниципалитетами, согласования проходили быстро.
25-этажные новостройки росли, словно грибы. Местных коммуникаций не хватало, и дома подключались к городским сетям. При этом строительство детсадов и школ в многотысячных районах велось вяло. А ведь основными покупателями недорогого жилья были и остаются молодые семьи с маленькими детьми. Новые дороги не строились вовсе.
Однако квартиры все равно раскупались быстро. Во-первых, несмотря на официальную областную прописку, новоселы действительно оказывались почти в Петербурге. Настолько, что этим «почти» можно было и пренебречь, ведь до черты города можно буквально дойти пешком. Во-вторых, и это главная причина – покупателей привлекала цена.
Жилье на окраине стоит на треть дешевле городского: 60-70 тыс. рублей за кв. м. По цене оно сопоставимо с гатчинским, в 30 км от границы с Петербургом.
Наши дома – то самое доступное жилье, о котором сейчас много говорят. Практически весь наш дом состоит из студий, «однушек» и евродвушек, но я сама смогла купить эту студию. В черте города таких цен нет – студия за 2 млн и евродвушка за 4 млн рублей.
Ирина Миронова, Западное Мурино
Из деревни в город
Так была застроена, например, деревня Кудрово. Согласно переписи, в 2010 году в ней жили 137 человек. В 2018 году одних только зарегистрированных жителей насчитывалось уже 20 тысяч. Эксперты говорят, что реальная цифра минимум втрое больше.
Кудрово продолжает строиться
По данным КЦ «Петербургская недвижимость», объем предложения в Кудрово сегодня составляет 230 тысяч кв. м жилья. Однако локация постепенно исчерпывает строительный потенциал: многие жилые комплексы уже сданы или находятся в завершающей стадии строительства. При этом, как говорят жители, в часы пик на въезде и выезде из города (в 2018 году Кудрово получил статус города) приходится стоять в пробке не один час.
Еще один пример – поселок Мурино.
В Мурино зарегистрировано около 20 тысяч жителей, а проживает в разы больше.
Здесь также практически нет рабочих мест и социальной инфраструктуры, выехать на личном авто или общественном транспорте сложно. Но это единственный приграничный район, где есть станция метро.
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
В числе других приграничных районов с похожей историей – Бугры, Новое Девяткино, Янино, Красное Село. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», в близко расположенных друг от друга Буграх, Мурино и Новом Девяткино объем ввода жилой недвижимости в 2018 году составил свыше 700 тысяч кв. м. Если учитывать объекты, которые уже находятся в активной стадии строительства и проекты с разрешением на строительство, то потенциал этой территории оценивается на уровне 1 млн кв. м жилья. В Янино в 2018 году было введено в эксплуатацию чуть более 150 тыс. кв. м жилья. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы начнется активное строительство в Красном Селе, что серьезно увеличит нагрузку на Красносельском шоссе.
Утром и вечером в пробках можно стоять по полтора часа. Даже в выходные друзья не могут приехать к нам в гости. Когда мы покупали здесь квартиру, застройщики обещали, что будут дороги, а проезды расширят. По факту ничего не изменилось. Но мы ждем строительства станции метро и не собираемся никуда переезжать: в черте города за эти деньги можно купить только комнату.
Илья Зинчук, Кудрово
Проблемы «каменной стены»
Дефицит инфраструктуры
Критики «каменной стены» вокруг мегаполиса часто говорят о дефиците элементарных социальных объектов даже для взрослых жителей – магазинов, спортцентров, предприятий сферы услуг.
Ради справедливости стоит заметить: первые этажи новостроек как раз предназначены под магазины, аптеки, салоны красоты и пр.
Превращение в гетто
Однако сравнивать пригород Петербурга с американскими и европейскими районами новостроек, действительно превратившимися в гетто и уже снесенными, все-таки некорректно. Там строилось социальное жилье, куда переезжали неблагополучные семьи, у нас – жилье, которое молодые работающие семьи покупают для себя, часто – в ипотеку.
Транспортная недоступность
Пожалуй, справедливой критикой новых районов сегодня можно назвать плохую транспортную доступность. Но Петербург и Ленобласть готовы действовать сообща.
руководитель фракции «Единая Россия» в ЗакСе Петербурга
Также решен вопрос с продлением метро в Кудрово: станцию начнут строить в ближайшее время. Сейчас определяется ее месторасположение. По данным КЦ «Петербургская недвижимость», уже в текущем году областные власти планируют начать строительство обхода Мурино в створе Гражданского проспекта, рассматривается строительство дороги в створе Пискаревского проспекта, продолжится возведение развязки с КАД. Обсуждается и строительство транспортно-пересадочных узлов – в Кудрово и в Мурино для разгрузки существующей транспортной сети.
руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg
Мы купили квартиру, но быстро поняли, что не сможем там жить: ребенку нужен сад, пришлось возить в город, вставать в 6 утра. Скорая приезжает через два-три часа, медицина платная, поскольку одна амбулатория на весь район с потоком не справляется. Мы смогли переехать. По опыту своих бывших соседей могу сказать: те, у кого есть финансовая подушка, переезжают. У кого ее нет, остаются.
Алексей Кононов, бывший житель Кудрово
Есть также мнение, что городские районы могут оказаться не готовыми к трафику из спальных городов-спутников. К примеру, улично-дорожная сеть Невского района проектировалась под нагрузки, запланированные генпланом 1980-х годов, когда на месте высоток в Кудрово были колхозные поля.
Сегодня современные концепции развития транспортной инфраструктуры города разрабатываются с учетом этих несоответствий. Например, новые городские нормативы градостроительного проектирования теперь определяют не только число социальных объектов, но и особенности улично-дорожной сети. Что же до предложения некоторых активистов отгородиться от сателлитов – Петербург на это не пойдет, говорят опрошенные ЦИАН.Журналом эксперты. По их словам, рано или поздно «каменная стена» станет частью Петербурга.
Фото: Борис Лясковский