Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Концепция 15-минутного города: когда всё рядом

Елена Устинова, директор по маркетингу и продажам компании «Доброград Девелопмент»23 мая 2023 15 456
2023-05-24T18:39:23.661220+00:00
Концепция 15-минутного города: когда всё рядом
Урбанисты разработали концепцию 15-минутного города, чтобы сделать город комфортным для всех жителей. В чем смысл такого подхода, как он помогает создать удобную городскую среду и есть ли реальные примеры, как это работает?

avatar

Елена Устинова,директор по маркетингу и продажам компании «Доброград Девелопмент»:

— Крупные города обладают своими преимуществами: здесь насыщенная культурная и социальная жизнь, доступные технологии. Но все эти плюсы нивелируются недостатками — перенаселенностью и большими расстояниями: жители городов вынуждены тратить много времени, чтобы добраться до офиса, места учебы, мест отдыха и других важных объектов.

В чем идея?

Идея 15-минутного города формулируется так: каждый из основных городских объектов находится на расстоянии 15-минутной прогулки пешком или на самокате/велосипеде. Такой подход позволяет уйти от тотальной автомобилизации города. 

Активный автомобильный трафик является одним из источников загазованности воздуха в мегаполисах, создает пробки и вынуждает жителей тратить много времени на перемещение по городу.

Базовые составляющие удобного города

Пандемия и самоизоляция подчеркнули наиболее актуальные проблемы мегаполисов. Ранее люди могли свободно передвигаться по городу, чтобы заниматься своими повседневными делами. Но в ковид использование транспорта было ограничено. На смену прежней мобильности пришла микромобильность.

Формат города 15 минут учитывает опыт пандемии и подразумевает, что  ключевые элементы городской инфраструктуры — в пешей доступности.

Если говорить о функциях города, существует шесть базовых составляющих.

  • Город — территория для жизни.
  • В нем должны быть созданы рабочие места.
  • Он закрывает базовые нужды (пища, отопление, электричество).
  • В нем должны быть доступны детские сады, школы, институты.
  • Необходимы места для досуга.
  • Город поддерживает местные сообщества.

Преимущества для жителей

Главное преимущество города 15 минут заключается в освободившемся времени, которое раньше тратилось на перемещение. Горожане могут использовать его с пользой, занимаясь физической активностью или хобби.

К тому же больше свободного времени означает меньше трат, ведь человеку больше не нужна своя машина или проездной на общественный транспорт. Город также экономит деньги на обновлении дорог и транспортной инфраструктуры, что позволяет направить средства на социальные и культурные задачи.

Кроме того, использование меньшего количества транспорта в 15-минутном городе снижает углеродный след, сохраняет экологию и повышает качество жизни.

Как могут измениться мегаполисы

В условиях современного мегаполиса концепцию 15-минутного города, хотя она и кажется простой, не всегда можно реализовать на практике. Крупные города формируют отдельные районы, предназначенные для разных целей: деловые центры, культурные районы, исторические кварталы, торговые и спальные районы. Невозможно создать такой город, в котором до всех кластеров дойдешь пешком от любого дома.

В рамках каждого квартала можно создать идеальный город, где все нужные объекты находятся в радиусе пятнадцати минут ходьбы. Однако при перемещении по городу люди так или иначе должны будут приезжать из «спальника» в деловой квартал и наоборот.

Кварталы, районы, жилые массивы

Фактически хотя идея города 15 минут была разработана в 80-х годах прошлого века в странах Запада, в СССР такие тенденции проявились уже в 1950-х. Например, строительные регламенты, которые были актуальны после правления Никиты Хрущева, в значительной мере перекликались с форматом города 15 минут. 

Уже 65 лет назад нормы строительства подразумевали наличие в микрорайонах детских садов, больниц, крупных магазинов, аптек, рынков и мест общественного питания. Радиус охвата этих инфраструктурных компонентов составлял от 0,3 до 1,5 км. Но при этом все равно на работу зачастую приходилось ездить далеко.

В целом в этом и состоит главный недостаток советского подхода. В те времена инженеры работали по идеям известного французского архитектора Ле Корбюзье, убежденного в необходимости разносить кварталы для жизни, отдыха, развлечений и работы по разным частям города. Однако со временем минусы такой концепции перевесили: в культурном смысле жилые районы оказались изолированы от остального города, к тому же наблюдались сложности с транспортом, вызванные так называемой маятниковой миграцией (ежедневными поездками на работу/учебу).

Еще одним примером попытки реализации концепции города 15 минут является Нью-Йорк, который предполагал одинаковые кварталы. В каждом квартале предусматривались школы, поликлиники, места для досуга, спортивные площадки, магазины и прочее. Исключение, как и в СССР, составляла работа — основные рабочие места размещались за пределами квартала.

Примеры успешной реализации

Одна из ярких идей по обновлению мегаполиса — современная политика, которую проводит мэрия Парижа.

Еще на стадии своей избирательной кампании Анн Идальго, которая впоследствии стала мэром, обозначила ключевые направления для работы — улучшение экологической ситуации и развитие мегаполиса в рамках формата 15-минутного города. Большой упор она сделала на индивидуальную мобильность: сейчас в Париже нельзя проехать на машине по некоторым улицам, а там, где раньше были широкие магистрали, сегодня открываются новые места для отдыха и развлечений.

В датской столице Копенгагене модернизируют район Нордхавн, который примыкает к порту и грузовому контейнерному терминалу. Предполагается, что к 2040 году здесь будут жить 40 тыс. человек. Но уже сейчас он может служить примером современного скандинавского подхода к урбанизму. По генплану все здания Нордхавна — средней высоты, чтобы не загораживать друг другу солнечный свет.

Нордхавн, Копенгаген (Дания)

До зеленых зон, набережной и основных объектов инфраструктуры жители района смогут добираться даже не за 15, а за пять минут. Велосипедные дорожки вдоль набережной Нордхавна включены в общегородскую сеть Green Cycle, которая объединяет велодорожки в Копенгагене (ее протяженность — 115 км!). Параллельно городские власти развивают сеть автомагистралей и метро.

Еще одним примером является город Ванкувер (Канада): он был разделен на 120 компактных кварталов по принципу блочной планировки, схожей с той, что используется в Нью-Йорке. Каждый квартал имеет центр, где находятся магазины и другие объекты ритейла. 

Ванкувер (Канада)

Инфраструктура обязательно включает образовательные учреждения и бизнес-центры. Блочный подход к планировке позволил оптимально использовать пространство, делая каждый квартал максимально самостоятельным.

Но модернизировать огромный мегаполис с вековой историей в соответствии с современными подходами довольно сложно и затратно с точки зрения инвестиций. Намного проще — с нуля создавать города, сразу заточенные под этот подход. Взять, например, южнокорейский Сонгдо, построенный на отдельном острове. 

Сонгдо (Южная Корея)

В этом городе офисы стоят рядом с жилыми домами, а на нижних этажах здесь размещены магазины и торговые центры. Такое расположение позволяет жителям быстро добираться до необходимых мест на велосипеде.

В нашей стране примером реализации концепции города 15 минут является Доброград во Владимирской области. Главная идея полностью перекликается с 15-минутной концепцией: где бы вы ни жили, вам достаточно потратить 10–15 минут без машины, чтобы добраться до основных объектов городской инфраструктуры.


Идея города 15 минут возникла как результат ограничений для комфортной жизни, с которыми все чаще сталкиваются жители мегаполисов. Крупные города меняются, чтобы сделать инфраструктуру более доступной для жителей. А новые города, которых совсем недавно еще не существовало на карте, разрабатываются уже исходя из принципов 15-минутной концепции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#мнение#транспортная доступность
городинфраструктурамнениетранспортная доступность
Сейчас обсуждают
Аноним
23 ноября 2024
редакцияeditorial@cian.ru