«Мы снимали на лето дачу на Истре в течение 17 лет, и всё это время постепенно зрело желание построить свой дом. К 2019 году это желание достигло апогея, и мы начали переводить «хотелки» в реальность. Стартовали с поиска технологии, по которой будем строиться, и остановились на каркасном методе со стойками Ларсена и толстым (30 см) утеплением эковатой.
Место по душе
На тот момент я уже завела Facebook-группу «ХотимДом», в которой обосновалось множество строителей, так что теоретической поддержкой мы были обеспечены. Одна из компаний предложила нам сделать индивидуальный проект, и мы согласились. Забегая вперед, признаюсь: это была ошибка. Мы вполне обошлись бы и типовым проектом — такие обычно обкатаны, и их не надо ждать.
Получилось, что на метаниях по планировкам мы потеряли почти полтора месяца. Сейчас уверены, что не стоило выпендриваться — надо было брать типовой проект с готовой документацией.
Участок мы нашли очень быстро — всего за месяц. И снова через соцсети: нас пригласили посмотреть участок в поселке «Савельево озеро», он находится в 120 км по Ярославскому шоссе, сильно превышает установленный нами лимит удаленности от Москвы и не имеет поблизости железнодорожной станции (это было важное требование). Тем не менее мы съездили и неожиданно решили остановиться именно на этом варианте.
Во-первых, казалось надежнее купить участок у знакомых людей, во-вторых, понравилось окружение — лес и много воды (тут и природные, и искусственные озера). До этого мы успели посмотреть всего пять вариантов, и один из них даже казался вполне подходящим, но именно тут ребенок, выйдя из машины, сразу заявил, что ему нравится. И действительно, нам тут тоже оказалось по душе.
Вы платите — мы (не) строим
С компанией, которая предложила сделать проект нашего дома, мы договорились так: они строят нам дом, честно обозначая всю финансовую часть, а мы активно рассказываем о их работе в группе, так как материалы и технологии пока еще не очень привычные на нашем рынке. Трансляция в соцсетях должна была стать своеобразным рычагом давления: на кону стояла репутация компании — мы сочли, что это неплохая страховка, и согласились.
В июле мы подписали договор на строительство дома: теплого контура с дверями, окнами и кровлей без внешней и внутренней отделки. Нам выставили счет под 3 млн рублей, и тут мы совершили вторую ошибку в нашей строительной эпопее — внесли аванс в размере 2 млн рублей.
На участке бригада появилась только в августе: до этого сильно дождило, класть фундамент в таких обстоятельствах не стоило (к тому же нам предстояло укладывать утепленную шведскую плиту). Плиту заливали уже в конце сентября.
На этом более-менее толковая работа наших строителей закончилась — начались сплошные отговорки: то мастер, который должен был ставить каркас, отпросился свозить ребенка на море (ну что мы, звери, что ли), то помощник этого мастера уехал на родину — не получилось вовремя вернуться, то не завезли утеплитель. В общей сложности нам было предложено около десятка причин.
По контракту наш дом должен был быть готов в октябре, но к декабрю стало понятно, что воз и ныне там, а зима уже подступает. Мы запаниковали и сменили дружественный тон на требовательный (в частности, предложили компенсировать наше вынужденное ожидание строительством — например забора). Стройфирма в ответ просто перестала отвечать на звонки.
Призрак компенсации
Когда нам удалось встретиться с гендиректором компании, тот заверил, что в феврале дом будет стоять. Разумеется, к новому сроку о полной готовности не шло и речи, хотя часть стен и кровли нам все же поставили. Тогда мы потребовали рассчитать затраты и вернуть нам остаток. Компания не захотела делать этого добровольно и пришлось нанимать юристов, чтобы составить официальную претензию.
Строительство перешло в совершенно другую плоскость, до марта мы были заняты выбиванием оставшейся части денег. Конечно, никаких денег нам не вернули.
И главное — с очень призрачной перспективой получить компенсацию в суде, так как у компании не было ни гроша.
Стройка. Перезапуск
На стройку мы вернулись только в апреле — расчистили сугробы, пригласили другую компанию. Она оценила положение дел и проконсультировала нас о дальнейших шагах. Предсказуемо, что первым делом надо было достроить каркас и кровлю, чтобы защитить дом от лишней влаги — для этого мы нашли новых строителей из местных.
Имея на руках проект, мы благополучно завершили этот этап и стали думать, как быть дальше: до конца стройки предстояло сделать многое, постоянно ездить за 120 км, чтобы контролировать процесс, не хотелось. Имея возможность работать на удаленке, мы сделали ход конем: арендовали на лето жилье в Переславле-Залесском (это обошлось в 15 тыс. рублей в месяц) и с новыми силами взялись за строительство нашего дома. Теперь значительную часть работ мы собирались делать сами, делегируя профессиональным строителям только особенно важные этапы.
Среди прочих самостоятельных работ особую гордость мы испытываем за забор, которым обнесены целых 24 сотки нашего участка. Ставили мы его втроем: я, муж и 14-летний ребенок.
Это не банальный штакетник или рабица, а гламурная «австрийская плетенка из строганной доски» абсолютно феерического цвета под названием «разбеленный шалфей».
Мы сами завинчивали сваи (около 70 штук), красили и «заплетали» доски. В итоге забор не только подтвердил нашу строительную состоятельность, но и сэкономил нам немало денег: стройфирма насчитала нам за него 750 тыс. рублей, но мы справились сами всего за 250 тыс., потратив их на краску, дерево и столбы.
Тем временем нанятые подрядчики обшивали гринбордом наш дом снаружи и планкеном — внутри. А мы, покончив с забором, принялись облагораживать участок: после той первой стройфирмы остались горы мусора: опилки, упаковка, деревяшки.
Фундаментальная проблема
Не обошлось без новых проблем. Так, в прямом смысле вылезли проблемы с фундаментом: учитывая, что наш участок идет под уклон, один из углов дома оказался почти на метр выше земли. В основе нашего фундамента на подушке из щебня и песка лежит плита. Пришлось этот вылезший угол срочно укреплять, чтобы из-под него ничего не осыпалось и не размылось дождями.
Браться за такую работу никто не хотел: сама по себе услуга недорогая, но ехать предстояло за 120 км из Москвы — выходило или неоправданно дорого, или к нам сразу отказывались ехать. В итоге мы самостоятельно освоили технологию изготовления габионов — сеток, заполненных крупным щебнем.
Еще одна проблема, которую мы осознали уже по окончании основного строительства, — слишком низкий участок, надо было забираться повыше: после снежной зимы было так сыро, что до сих пор невозможно установить ни септик, ни кессон (как только выкапываем яму, она тут же наполняется водой). Так что теперь предстоит заниматься дренажом.
Впрочем, на участке есть и другая вода — тоже с сюрпризом. Когда мы весной этого года пробурили скважину, анализ воды показал, что ее не то что фильтровать необязательно, но еще и в лечебных целях пить можно — буквально Evian! Лаборатория заявила, что видит такое впервые.
Летом сделаем септик. Наш участок находится в непосредственной близости от лесного озера, поэтому септик придется ставить максимально высокой очистки — да, он очень дорогой, но это того стоит.
Финишная прямая
В 2021 году мы открыли сезон в апреле и уже успели «задуть» дом — это очень забавная процедура, связанная с утеплением: приехала машина с компрессором, с помощью которого стены «нафаршировали» эковатой — в общей сложности ушло 3 т (визуально она напоминает мелко порезанную бумагу).
Многому нам пришлось учиться с нуля, но сейчас мы ни о чем не жалеем! Мы сами делали откосы окон и дверей, причем правильно получилось не сразу: делая первый откос, муж отрезал лишнее и запорол один подоконник. Зато дальше всё пошло как по маслу. Теперь гордится собой — и по праву!
В ближайших планах — самостоятельно всё покрасить и переходить к чистовой отделке. Если не принимать во внимание некоторые бытовые неудобства, в доме уже можно жить.
Глаза боятся — руки делают
Знаю, многим интересно, во сколько примерно обошлось строительство, поэтому приведу некоторые наиболее значительные траты из нашей сметы.
- Около 1 млн рублей стоит фундамент с утепленной шведской плитой на наш 128-метровый дом (из них 28 м приходится на веранду и не утепляется).
- Примерно еще 500 тыс. рублей — вторая значительная трата — это возведение каркаса.
- Почти в 250 тыс. рублей обошлась обшивка дома снаружи и в 100 тыс. рублей — внутри. В нашем случае обшивать надо было обязательно с обеих сторон, иначе утеплитель просто не будет держаться.
- Еще 250 тыс. рублей стоила «задувка» нашей эковаты.
- 120 тыс. рублей потребовали кровля и металлочерепица.
- Примерно 100 тыс. рублей мы намерены потратить на фасад из доски и его покраску.
- Остальные не менее важные этапы (септик, скважина, электрика) — смело выделяем не менее чем по 100 тыс. рублей на каждый «чих». Это такая универсальная среднеминимальная сумма для многих загородных домов. Часто бывает дороже, очень редко — дешевле.
Каждый раз приступать к новой для себя задаче очень страшно: ты читаешь статьи, думаешь, фигню насоветовали или все-таки что-то стоящее, начинаешь делать, ошибаешься, исправляешь, постепенно вникаешь… Ну и естественно, справляешься: куда ж деваться! Глаза боятся — руки делают».
Фото: из личного архива Алены Шевченко.