Разговоры о возможности объединения Москвы и Московской области регулярно возникают уже не первый год. С подобным предложением еще в 2006 г. выступал тогдашний мэр столицы Юрий Лужков. Аргументы просты: город и область нужны друг другу.
Москве остро необходимы земельные ресурсы для осуществления национальной жилищной программы, вывода промышленных предприятий, организации переработки бытовых отходов, решения социальных вопросов москвичей (отдых, лечение) и многого другого.
Подмосковье, в свою очередь, существует без главного города региона, который мог бы стать локомотивом его экономического развития и помочь в решении накопившихся и годами не решаемых социальных проблем. Например, жители области в случае объединения получили бы льготы москвичей.
После отставки Лужкова и назначения Сергея Собянина на пост мэра столицы разговоры о том, что два региона, возможно, объединятся в один, зазвучали с новой силой: у нынешнего мэра подобный опыт слияния уже имеется (Тюменская область и Ханты-Мансийский АО).
Полемика по этому поводу активизировалась после объявления сотрудничества города и области в сфере дорожного строительства и в отношении миграции. По мнению экспертов, деятельность нового мэра Москвы все больше подтверждает их предположения и догадки о том, что в скором времени в стране появится новый единый субъект Федерации. Называют и сроки — 2012 г., сразу после президентских выборов.
Между тем не далее как в конце марта С. Собянин в очередной раз заявил, что Москва не собирается поглощать область, напомнив, что два региона совместно работают в сфере развития транспорта, социальной политики и жилищного строительства. А затем и его заместитель по вопросам строительства Марат Хуснуллин в интервью федеральному информационному агентству сказал, что власти столицы не намерены расширять границы города за счет Московской области.
«Мы хотим развивать экономические отношения, планируя новое строительство таким образом, чтобы люди, купившие жилье в подмосковном городе-спутнике, там же находили и работу, а не были вынуждены ехать в столицу», — пояснил М. Хуснуллин.
На этом, казалось бы, можно поставить точку в дискуссии по поводу возможного объединения и прекратить рассуждения о предполагаемых плюсах и вероятных минусах подобного шага. Но сделать это мешает наше устойчивое убеждение: если чиновники говорят о том, что чего-то не будет, значит, это обязательно произойдет.
Видимо, руководствуясь этой чисто российской народной приметой, команда архитектурной мастерской «Группа АБВ» и пригласила журналистов обсудить тему возможного административного объединения Москвы и области. В дискуссии приняли участие ведущие архитекторы мастерской — каждый из них высказался относительно перспектив такого объединения.
Мнения разделились. Часть архитекторов считают, что подобное объединение могло бы привести к унификации правил проектирования и строительства в области. Ведь до сих пор в Москве и Подмосковье они во многом разнятся (более того, могут различаться даже в разных районах). Общий генплан для объединенного региона не только позволит архитекторам работать в более понятных условиях, но и, как надеются представители «Группы АБВ», будет способствовать гармоничному развитию нового территориального образования.
Введение в Подмосковье норм, принятых городом (например, деление территорий на типы, учет при выборе архитектурного решения типичной окружающей застройки и выделение объектов исторического наследия), позволит избежать неорганизованного и несистематизированного строительства, которое развивается в области. «Отличный проект, с которого можно взять пример, — это концепция развития Большого Парижа, но на сегодняшний день в наших условиях такая концепция вряд ли осуществима», — считает Юлия Отставнова, главный архитектор проекта мастерской «Группа АБВ».
В то же время Иван Логинов, архитектор мастерской «Группа АБВ», уверен, что для единого градостроительного развития Москвы и области вовсе не обязательно их административное объединение. Важно просто унифицировать правила и рассматривать московский конгломерат как единое целое, комплексно подходя к решению транспортных проблем, управлению человеческими потоками, созданию новых районов массовой застройки и градостроительству в целом.
Вопрос об архитектурном облике районов массовой застройки вызвал живое обсуждение. Журналистское сообщество отметило, что в сегменте экономкласса по-прежнему существуют только серийные панельные дома, создаваемые ДСК, входящими в крупнейшие девелоперские компании. Архитекторы же уверены, что существует более привлекательная альтернатива панельным сериям. Как сообщила Светлана Баталова, финансовый директор архитектурной мастерской «Группа АБВ», в настоящее время партнеры компании осуществляют проект малоэтажной застройки микрорайона европейского формата, при этом стоимость жилья в таких зданиях останется на очень привлекательном уровне. Снижение себестоимости строительства достигается за счет отказа от лифтов (максимальная высота зданий — четыре этажа), а также исключения расходов на подъемные механизмы при их сооружении. Ориентировочная цена 1 кв. м в таком здании может составить 45 тыс. руб. Подобные проекты, по мнению специалистов, особенно перспективны для Подмосковья, где нет такого дефицита территории, как в городе.
«Панельные серии морально устаревают, — уверен Павел Железнов, архитектор «Группы АБВ», — и на смену им придет более современное жилье. В архитектурные бюро вливаются молодые специалисты, меняется команда тех, кто создает проекты, и я уверен, что в ближайшем будущем вместо панельных многоэтажек в городе начнут появляться объекты с уникальными архитектурными решениями».
Два мнения: ЗА... | ...и ПРОТИВ | |
Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риэлторов: ![]() Наверное, все перечисленные проблемы решаются и другими методами, но я считаю, что при объединении Москвы и области сделать это можно более эффективно, поскольку слияние позволит разработать единую идеологию развития всей этой территории. Что касается минусов, то они больше политические — например, область всегда больше голосует за левые силы, а Москва более либеральна. Разумеется, все будет зависеть от мнения населения. Ведь вопрос объединения на одном уровне не решается: надо провести референдум, а для этого плюсы и минусы грамотно донести до граждан, чтобы у людей, прежде чем голосовать, сложилось понимание, зачем нужно объединение и что оно даст. И опросы, которые сейчас проводятся, — это, скорее всего, подготовка общественного мнения. | Леонид Смирнягин, профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор географических наук, политолог, политгеограф: ![]() Сейчас подобные вопросы стоят очень остро почти во всех развитых странах. Возьмем, к примеру, Чикаго. Этот город притягивает примерно треть населения всей агломерации. Вокруг него образованы десятки муниципалитетов, которые входят в агломерацию, но при этом самостоятельны относительно Чикаго. Они образуют что-то вроде маленькой федерации, находят способы взаимодействовать по вопросам транспорта и защиты окружающей среды, землепользования и охраны общественного порядка. Но им и в голову не приходит объединять все эти муниципалитеты административно. По моему мнению, идеальный вариант — это взаимодействие без административного объединения на основе договорных отношений. |