Сдача в аренду унаследованного жилья закончилась для брата с сестрой семейным скандалом, судебными исками и обоюдными убытками. Один из героев истории рассказал N1.RU, куда уплывает их наследство, при чём тут покойный арендатор и почему риелторы не соглашаются заниматься продажей этого объекта.
Квартирные аферисты, которые оставляют наследников без законных квадратных метров, — явление в сфере недвижимости нередкое. Но бывает и так, что наследники своими руками лишают себя имущества. Так произошло в ситуации челябинца Евгения Малышева (имя по просьбе героя изменено).
«Нам с сестрой от родителей досталась в наследство типовая двухкомнатная квартира на Северо-Западе. У сестры своя семья, с жильём проблем нет, а я уже давно один проживаю в этой «двушке». В наследство вступили как положено, поделили доли на жильё пополам. Вроде, никому не обидно. Но сестра сказала: «Давай разменяем квартиру». Мол, ей доля в натуральном виде не нужна, а деньги бы не помешали. Я прикинул: мне не выгодно. На вырученные от моей доли деньги «двушку» точно не купишь, разве что однокомнатную, и то не всякую.
Тогда сестра предложила мне выкупить её долю. А откуда у меня такие деньги? Тут две комнаты, одна по закону твоя; хочешь — сама тут живи. А на продажу квартиры я как собственник добро не дам.
Что тут началось! Пыль до потолка столбом. Сестра тогда решила подселить ко мне квартирантов, чтобы деньги с жилья получать. Она их приводит — я их назад выпроваживаю, без моего согласия она не имеет права заселить в квартиру посторонних людей. Даже полиция приходила, но тут закон на моей стороне. Сейчас думаю: лучше бы тогда мы всё-таки договорились.
Кто-то надоумил родственницу на одну лазейку: она подарила часть своей доли какому-то незнакомому ей молодому человеку. «Подарок» арендатор обещал впоследствии вернуть. И на этом основании парень переехал ко мне на подселение. А как его выгонишь? Теперь и он — законный владелец жилья.
Прожили с ним мы в соседях около года. Парень съехал, а затем неожиданно погиб, не вернув сестре долю. А раз у него есть доля в нашей квартире, значит, надо ждать наследников.
Полгода прошло, никто с его стороны не заявился. Мы с сестрой успели даже помириться, стали думать, как квартиру продавать. Да вот оказалось, что распоряжаться жильём мы всё равно не можем: одна доля-то у покойного. Продавать по частям — та ещё проблема, ни один риелтор заниматься этим не хочет.
Пошли к адвокату, нам предложили два варианта. Первый — признать договор дарения недействительным. Второй — признать имущество покойного выморочным (Не имеющим владельцев и наследников. — Прим. ред.). Но тогда доля отошла бы государству, и нам пришлось бы выкупать её, чтобы собрать все части квартиры. Решили пойти по первому пути, стали доказательную базу собирать. На фоне всех разборок с сестрой снова поссорились. Да так, что уже махнули на всё рукой и отозвали судебный иск.
Я по-прежнему живу в родительской квартире. С сестрой общаемся от случая к случаю. История, конечно, нервы нам потрепала, мы до сих пор с ней не можем договориться. Пусть тогда всё остаётся, как есть».
Комментарий эксперта
Адвокат Александр Щербинин: «Яркая иллюстрация того, как неумение родственников договориться приводит к обоюдным убыткам. С одной стороны, героям этой истории крупно повезло, что одаряемый «арендатор» не воспользовался ситуацией. Мог ведь сказать: «За долю в квартире спасибо, возвращать вам я её не буду» или стал бы вымогать деньги за её обратный выкуп.
А с другой, владельцы квартиры сами осложнили себе жизнь. Они могли расторгнуть договор дарения доли либо передарить имущество обратно — и сделать это вовремя, как и предполагалось изначально. Но тогда встал бы вопрос уплаты налога на прибыль. Видимо, брат с сестрой решили сэкономить и в итоге прогадали.
Сейчас дело зависло, но я настоятельно не советую собственникам оставлять его в этой точке. Нужно воспользоваться одним из двух предложенных юристом вариантов — доказать мнимость сделки дарения или признать имущество выморочным — и довести дело до конца. Пока что квартиру невозможно ни продать целиком, ни унаследовать, ни совершить с ней какие-либо другие легальные действия. Как только на горизонте появится любая сделка с данной квартирой, брат с сестрой (а может быть, их ближайшие родственники) снова столкнутся с долевой проблемой. И тогда, спустя время, привести дело в порядок будет во много раз сложнее и дороже».
Фото: N1.RU