По прогнозам, в Москве к 2020 г. будет зарегистрировано 6 млн автомобилей. Это огромная цифра, свидетельствующая о том, что без радикальных мер, таких как введение режима въезда в центр и более активная деятельность по организации парковочных мест, городу не обойтись. Пока власти продолжают развитие ранее начатых направлений, но пытаются привнести и некоторые изменения.


Как бы ни критиковали городскую программу «Народный гараж», чиновники не считают ее несостоятельной. За время ее реализации, с сентября 2009 г., сдано 38 объектов. До конца 2011-го примут в эксплуатацию еще 23 стоянки. Всего в текущем году появится 141 объект новых многоэтажных парковок на 500 тыс. машино-мест, 70% из них будет построено за счет средств граждан. Есть районы, где все гаражи купили частные лица. В 2012 г. планируется сдать 80 тыс. машино-мест, а сейчас идет разработка 242 участков на 78 тыс. автомобилей (46 объектов из них уже имеют разрешение на строительство).
Тем не менее в ближайшее время программа будет подвергнута реконцепции. Это объясняется двумя причинами. Сейчас в городской думе разрабатывается комплекс мероприятий по развитию парковочного пространства в Москве, который охватит все направления — и коммерческое, и народное. Стоит отметить, что именно народное направление с его фиксированной ценой требует смены подхода. Реализовать машино-место за 350 тыс. руб. оказалось сложной задачей. Для Центрального административного округа с учетом стоимости земли, а также насыщенности территории подземной инженерией более актуален ценник в 700–800 тыс., а то и 1 млн руб. На окраинах цена в 350 тыс. руб. воспринимается как высокая. Быстро реализовать квадраты по этой цене в спальных районах можно только при условии, что парковка находится недалеко от жилого дома, а доходность гаражного строительства минимальна (из расчета, если себестоимость 1 кв. м обходится в 11 тыс. руб., а площадь индивидуальной парковки составляет 32 кв. м).

Власти намерены не только продавать стоянки, но и сдавать их в аренду по цене примерно 2–3 тыс. руб./мес. Можно предположить, что второй вариант будет актуален, если покупателей окажется немного.
Другим важным направлением, которое должно расширить возможности городской власти по организации парковок в городе, станет возведение транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) — по примеру первого такого объекта у станции метро «Планерная». Правда, пока не дан прямой ответ на вопрос, насколько результативным оказался данный эксперимент. Известно, что дворы района по-прежнему заставлены автомобилями и остаются труднопроходимыми для пешеходов. Причина в том, что торговая часть комплекса занимает значительное пространство пересадочного узла. Неудачна и планировка ТПУ: в час пик здесь возникает гигантская пробка, которой до открытия объекта здесь не было. Как отметил К. Тимофеев, торговая зона во всех 19 планируемых к реализации узлах будет ограничена — на ее долю придется не более 10% площадей. Сами же ТПУ предполагается разместить на территориях, совмещенных с линиями метро и железнодорожными путями — для удобства автомобилистов, готовых оставить свое авто и далее передвигаться по городу на общественном транспорте.

Городские чиновники также намерены создать информационную базу, в которой будут сведения о наличии парковочных мест в городе, кроме того, сами проекты, которые помогут решить транспортные проблемы города, предполагается усовершенствовать. По словам А. Мишанова, в настоящее время проходят конкурсы среди российских и иностранных проектных организаций на разработку паркингов с наиболее привлекательным экстерьером. Самые удачные из них станут проектами повторного применения.
Пока власти не ведут активную борьбу с гаражами-ракушками, которые, по общему мнению, как раз и являются народными гаражами во всех отношениях. Однако, как отметил К. Тимофеев, каждое такое сооружение съедает много места: на клочке земли, занимаемом ракушкой, можно разместить не одну, а три машины. Просто наши соотечественники еще не привыкли к многоэтажным парковкам, хотя во всем мире они достаточно широко распространены.
К СВЕДЕНИЮ
Ввод многоэтажных паркингов в Москве по административным округам (АО) в 2011 г.
Юго-Западный АО — 21
Западный АО — 19
Юго-Восточный АО — 19
Южный АО — 17
Северо-Западный АО — 15
Восточный АО — 14
Северо-Восточный АО — 14
Северный АО — 12
Зеленоградский АО — 8
Центральный АО — 2
Источник: Москоминвест