Приемка квартиры в новостройке — такое же ответственное дело, как и сама покупка. Невнимательность чревата не только долгими хлопотами, но и серьезными тратами: исправлять ошибки застройщика придется самостоятельно.
После уведомления о том, что объект готов, у покупателя есть два месяца, в течение которых он должен принять квартиру. По истечении отведенного срока застройщик подпишет односторонний акт приемки без согласия покупателя.
Очевидное и вероятное
Первым делом стоит обратить внимание на самые очевидные недостатки. Куда смотреть?
Стены. Оценить ровность стен помогут отвес и уровень. Небольшие погрешности пола в случае черновой отделки допустимы: их легко исправить, например, стяжкой. Но если есть очевидное изменение геометрии стен, это является нарушением. Также имеет смысл проверить стены на наличие трещин и пятен влаги.
Окна. Стеклопакеты, особенно в новостройках экономкласса, не всегда соответствуют технико-эксплуатационным характеристикам, заявленным в договоре: иногда бывает нарушена технология их установки. Чтобы оценить качество окон, нужно проверить их не только с эстетической стороны (царапины, пятна), но и с функциональной: нет ли щелей, насколько герметично установлены рамы, полностью ли закрываются дверцы, работают ли ручки-замки и пр.
Электрика. Захватите с собой небольшой электроприбор (подойдет даже зарядка от смартфона) и лампочку, чтобы проверить, работают ли розетки и патроны.
Если квартира сдается с чистовой отделкой, придется во все глаза осматривать буквально каждый элемент: обои, ламинат, плинтуса. Проверьте их целостность, нигде не должно быть сколов, царапин, все параметры должны соответствовать указанным в договоре.
Что касается сантехники, то важно убедиться: нет ли сколов и влаги, не подтекает ли кран, герметично ли обработаны швы, заземлена ли ванна.
Осмотрите двери: нет ли зазоров между стенами и дверным коробом, нареканий к ручкам. Надо несколько раз открыть/закрыть замки́ входной двери, позвонить в звонок, посмотреть в глазок или проверить электронный глазок, если он установлен.
Один из главных элементов в кухне — вытяжка: именно по ее работе у новоселов обычно возникает множество нареканий.
По словам экспертов, принять квартиру у застройщика покупателю вполне по силам и без посторонней помощи. Но если вы не уверены, что грамотно оцените качество строительства, возьмите с собой специалиста. Хорошо, если в его арсенале окажется тепловизор для проверки окон и наружных стен и лазерные приборы для проверки наклона стен и площади помещений.
Помните о договоре
По словам директора по развитию, партнера маркетплейса недвижимости «М2Маркет» Романа Строилова, главное, что следует сделать перед приемкой квартиры в новом доме, — перечитать договор с застройщиком.
«У застройщика нет задачи обмануть покупателя. Надо просто внимательно читать договор долевого участия: в нем прописан механизм взаиморасчета в рамках передаваемой жилой площади», — отмечает эксперт.
Так, довольно часто застройщик не попадает в размер оговоренной площади квартиры: по факту она либо немного меньше, либо чуть больше заявленной. В первом случае застройщик должен выплатить компенсацию покупателю, во втором — покупатель обязан доплатить застройщику за «лишние» метры.
«Я бы не называл подобные ситуации подводными камнями процесса приемки квартиры, — рассуждает Роман Строилов. — Есть непонимание со стороны дольщиков, которые за время возведения дома и ввода его в эксплуатацию просто забывают значение некоторых пунктов договора. Всё зафиксировано — освежите его в памяти перед приемкой квартиры».
Картинку к делу не пришьешь
Еще одна сложность, которая часто возникает, когда покупатель осматривает квартиру, — несоответствие его ожиданий реальности. Неверное представление о доме часто основывается на картинках — рендерах, которые застройщик печатает в рекламных буклетах. Рендеры — лишь представление о том, каким может быть дом, входные группы, дворы, лестницы. Такие изображения не являются документом — покупатель имеет право требовать только то, что указано в договоре.
директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет»
Эмоции только мешают
Эксперты подчеркивают, что застройщики часто идут навстречу клиентам и не оставляют обоснованные претензии без ответа. Особенно если речь идет о девелопере с хорошей репутацией.
Но сами покупатели порой реагируют слишком эмоционально, и это затрудняет диалог. При сдаче дома прав у застройщика гораздо больше, чем у дольщика.
«Разумеется, вопросы к качеству строительства возникают часто. Это и протечки, и несоответствие геометрии помещений, и установка некачественных стеклопакетов, и многое другое, — перечисляет Роман Строилов. — И здесь целесообразен конструктивный диалог с застройщиком, хотя у покупателя, отдавшего за жилье последние деньги, далеко не всегда получается сохранять выдержку и спокойствие. В этом случае мы помогаем клиентам наладить такой диалог, правильно прописать все недочеты в акте осмотра».
Составив акт осмотра квартиры и указав в нем все огрехи застройщика, покупатель вправе либо подписать акт приема-передачи с условием, что все недостатки будут исправлены в оговоренный срок, либо не подписывать его, потребовав исправить дефекты и провести приемку повторно.
В первом случае покупатель сразу получит на руки ключи и сможет приступить к ремонту или, если отделка чистовая, сразу въехать в квартиру. Во втором случае придется ждать и проходить всю процедуру заново.