Аромат свежих булочек, шум вокзала и берлинская эклектика в архитектуре. Медиаменеджер и промышленник Эдуард Филин рассказывает, каково это — жить в «тихом центре». О местах, парковках, проблемах и ценах на жилье.
Титульная улица
Любой «тихий центр» привлекает людей в первую очередь тем, что хотя все основные культурные и деловые объекты города совсем рядом, в нем тем не менее практически отсутствуют шум, суета и толчея, свойственные собственно центру. Район Свердлова — старый, зеленый и ухоженный, он практически примыкает к набережной и Харитоновскому саду. Рядом — главный городской храм и железнодорожный вокзал.
Улица Свердлова (до 1919 — Арсеньевский проспект, до 1904 — улица Верхотурская) длиной чуть больше километра. Она протянулась от вокзала до ТЮЗа, ее окрестности относятся к Железнодорожному району Екатеринбурга. Можно назвать эту улицу титульной: во-первых, ее первой видят приезжающие на вокзал; во-вторых, она до сих пор носит имя революционера, в честь которого были названы и сам город, и область. Область, кстати, до сих пор Свердловская.
Привычный вид улица приобрела в 50-е годы прошлого века, после серьезной реконструкции — сейчас это практически единственный цельный ансамбль архитектурной неоклассики в городе. Теперь Свердлова — это крепкие «сталинские» дома, построенные руками немцев или по их проектам и технологиям.
Если же отойти от собственно титульной улицы в глубину района, единство распадается: там рядом со зданием в стиле конструктивизма будет стоять отремонтированная пятиэтажка, а из-за них выглянет дом уже совершенно современного вида. Эта эклектика придает всему микрорайону особый шарм.
Шубы, башенки и долгострои
Первые этажи «сталинских» домов изначально предназначались для магазинов и проектировались сразу с большими окнами-витринами. Одно время улица считалась средоточием «шубных» лавочек (доходило до десятка-полутора). Часть осталась до сих пор, но теперь их изрядно разбавили несколько супермаркетов известных сетей — есть где купить одежду, игрушки и промтовары. А в конце улицы, ближе к вокзалу, даже приютился небольшой рыночек с типичным крайне дешевым ассортиментом совершенно непредсказуемого качества.
В конце улицы в глаза бросается дом «с башенкой и шпилем» на Свердлова, 27. Точно не известно, почему в 1954 году здание построили именно таким. Предполагают, что такую же башенку хотели построить и на доме напротив, обозначив таким образом парадный въезд в город, но почему-то так и не реализовали этот проект.
Заканчивает улицу вроде бы обычная высотка «с часами» и инсталляцией-кубом на крыше — офис одного из подразделений «Газпрома». Однако старожилы района (и я в том числе) помнят, что с 80-х годов вместо высотки можно было наблюдать только недостроенную гостиницу достаточного угрюмого вида, на которой с начала нулевых «для маскировки» висела реклама кофе Nescafe. После реконструкции дом стал одним из символов Екатеринбурга — особенно красиво он смотрится в ночное время. Перед зданием сейчас стоит знак — лента Мебиуса.
Вокзал
Многих смущает наличие железнодорожного вокзала рядом. За двадцать лет жизни в этом районе все неудобства от такого соседства — только объявления диспетчера, которые слышно, если открыть окно. Сама по себе Свердлова достаточно шумная и пыльная улица, но стоит отойти немного вглубь — тишина и благолепие. Основное озеленение Свердлова, Азина, Мельковской было произведено больше полувека назад — сейчас это тихие, уютные и тенистые улицы.
Парковки и дворы
Парковки — боль большого города. Но на Свердлова и в окрестностях ситуация скорее благоприятная — возможно, только пока. Днем можно припарковаться примерно в 200 метрах от цели (что для центра города отличный результат), а вечером — найти место во дворе. Большинство придомовых территорий закрыты, что отчасти компенсирует отсутствие поблизости официальных охраняемых парковок — люди просто заезжают через ворота в свой двор, и паркуются там. Есть и гаражные комплексы, в которых можно снять или купить место.
Дворы очень зеленые, несколько запущенные, но в последние годы они активно модернизируются и обновляются. Во многих дворах новые детские площадки, кое-где есть корты и футбольные поля в неплохом состоянии. Естественно, не бесплатно — за хорошее состояние нужно платить.
Инфраструктура
На старых детских площадках можно найти самые невероятные инсталляции и самых невероятных персонажей, часть из которых давно поселилась в социальных сетях и на развлекательных порталах. На фото ниже — Маугли. Не удивляйтесь.
В микрорайоне хорошо развита инфраструктура. Взрослая и детская поликлиники — отремонтированные, неплохо оснащенные и не сказать, что беспримерно загруженные. Есть несколько хороших гимназий и школ, детские сады (в которые еще надо попасть, но это уже другой вопрос). Недалеко — спортивный комплекс стадиона «Динамо» с бассейном, школа фигурного катания «Локомотива» и школа рукопашного боя. Много продуктовых супермаркетов, минимаркетов и мелких магазинчиков «у дома», фруктовых киосков, промтоварных магазинов, аптек, оптик, салонов красоты. А про особенную любовь к этому району владельцев магазинов мехов (и в целом верхней одежды) мы уже упоминали.
Особенно радует возможность «выйдешь, и ты уже в центре»: в смысле, что до всего интересного можно дойти пешком, а чтобы посмотреть на салют, достаточно подойти к окну.
Одно из главных преимуществ жизни в центре и около него — это общественный транспорт. В микрорайоне есть остановки любого транспорта во все концы города и за его пределы: троллейбус, автобус, трамвай, две станции метро — «Динамо» и «Уральская», пригородные и междугородние автобусы на Северном автовокзале, электрички и поезда на железнодорожном вокзале. Интересно, что до конца 70-х годов по Свердлова ходили трамваи, полностью движение было закрыто только в 1979 году.
Рестораны и кафе
Один из минусов Свердлова — это кафе и рестораны. Их очень мало. Сказывается близость центра, перегруженного заведениями на любой вкус и кошелек — открывать дополнительные здесь просто незачем.
Есть несколько точек у вокзала, где можно быстро перекусить, пара ресторанов у метро «Динамо», фотогеничная пекарня с летними столиками на улице и армянский ресторан «Кинза и базилик». На этом пока все. Надеемся, что когда достроится один из крупнейших жилых комплексов города «Екатерининский парк», район все же обживут и заведениями общепита.
Движение и пробки
Еще один минус микрорайона — периодический транспортный коллапс на Свердлова (вечером, в час пик, особенно в сторону Уралмаша). Отчасти выручают метро и трамвай, но от них — уже пешком. К минусам можно отнести и организацию движения в районе в целом: много улиц с односторонним движением — порой до цели проще дойти, чем доехать.
Отдельная проблема — байкеры и стритрейсеры. Они носятся по Свердлова и очень сильно шумят — видимо, подумать, что вокруг спят люди, мозгов у них не хватает. Но, во-первых, эту особенность можно отнести к местному колориту, во-вторых, хорошие стеклопакеты почти спасают.
Покупка и аренда жилья
В районе и совсем рядом с ним уже построено несколько достаточно дорогих современных жилых комплексов — ЖК «Мельковский» (почему-то на Азина) и ЖК «Де Генин» (на Никонова). Строится ЖК «Екатерининский парк», который займет бывшую территорию Уральского завода транспортного машиностроения — это, на минуточку, практически весь прямоугольник внутри улиц Свердлова-Азина-Мамина-Сибиряка почти до Шевченко. Инфраструктура и качество жизни в районе в силу этого бесспорно улучшится, но вот ситуация с транспортом, скорее всего, усугубится.
Зато, поскольку дома в районе есть самые разные, от «брежневок» до «элитки», каждый может купить или арендовать себе жилье по вкусу и по кошельку. Однокомнатную «хрущевку» на Азина или Испанских Рабочих можно купить за 2,6 или 2,7 млн, цены на двухкомнатную «сталинку» площадью 50 м² с большой кухней на Свердлова или Азина начинаются от 3,6 млн. Небольшая по меркам дорогих жилых комплексов трехкомнатная квартира площадью 100 м² на улице Никонова обойдется вам в 13 млн. От 10,5 млн будет стоить покупка 120-метровой трехкомнатной квартиры в доме высокой готовности (70 % стройки завершено) в ЖК «Екатерининский парк». Дальше ограничений полета фантазии нет — квартира может быть сколько угодно дорогой.
Арендовать однокомнатную квартиру в «хрущевке» или «брежневке» стоит 12–15 тысяч в месяц, двухкомнатную в «сталинке» или доме 70-80-х годов — от 23 тысяч. Аренда однокомнатной квартиры в ЖК «Мельковский» на Азина обойдется вам в 30 тысяч рублей, а трехкомнатной квартиры площадью в 150 м² в ЖК «Де Генин» на Никонова — в 85 000 в месяц.
Итог
Для меня тихий центр — это в первую очередь телепорт. Вот вы живете за городом. Вокруг зелено и спокойно, но вам нужно в офис. И вы долго и нудно едете на большой машине, стоите в пробке на въезде в город, пробираетесь через все промзоны и новые районы к центру, ищете там парковку… Долго. Или вы решили поехать на «Ночь музыки». И вы долго и нудно едете на большой машине, пробираетесь через все промзоны и новые районы к центру, ищете и не находите там парковку… Или вам нужно отвезти ребенка в школу. И вы долго… Ну понятно, в общем.
А тут раз — и ты из зеленых дворов на Свердлова уже на набережной. Два — на Плотинке. Три — в 9-й или 13-й школе, в Оперном театре, в администрации, в клубе, на митинге, на Дне города или на «Ночи музыки»… Пешком, если погода позволяет, за 10–20 минут.