На итоговой коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы, прошедшей 11 марта, столичный градоначальник Сергей Собянин обозначил приоритеты градостроительной политики столицы на ближайшие годы.

Одна из первых задач — приведение в порядок исторического центра. По словам Cергея Собянина, Москва — один из самых урбанизированных мегаполисов мира. Плотность застройки нашей столицы в два-три раза превышает большинство европейских городов. Именно поэтому власти приняли решение максимально ограничить возведение новых объектов коммерческой недвижимости в центре города. Вместо торговых и офисных помещений в ЦАО главным образом будут появляться гостиницы, апартаменты, жилье для переселенцев. В ближайшие три года большинство строек в пределах Садового кольца должно закончиться. Некоторые из них, находящиеся сегодня на начальной стадии, по договоренности с инвесторами перепрофилируют с учетом потребностей города. Одновременно будет разработана программа комплексного благоустройства исторического центра, включая ремонт фасадов, озеленение, развитие парковочного пространства и нормальной работы общественного транспорта.
Вторая задача касается территорий за пределами Садового кольца. Массовая застройка возможна не везде, а только в ограниченном числе районов. «Обязательно должна разрабатываться внятная транспортная схема», — повторил свой любимый тезис мэр. Новая застройка должна сопровождаться и созданием новых рабочих мест для исключения маятниковой миграции населения. В отношении районов сложившейся застройки установлен принцип: новые дома могут появляться в основном на месте некомфортных ветхих и аварийных зданий. К этой программе Стройкомплекс планирует привлечь частных инвесторов, пояснил заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и развития Марат Хуснуллин.
Еще одна крупная задача — реорганизация промышленных зон. Сегодня они занимают почти четверть городской территории — 27 тыс. га. При этом две трети из них не используют по назначению. По словам Собянина, это серьезный ресурс для развития города, но распоряжаться им следует аккуратно, создавая наперед транспортную инфраструктуру. Ликвидация промзон не должна приводить к сокращению рабочих мест. В этом году для 6,8 тыс. га промышленных территорий намечено разработать проекты планировок и начать работу с инвесторами по использованию этих земель.
Четвертая задача — согласование всех планов развития столицы с Московской областью. Наконец, пятая — ревизия действующих инвестиционных контрактов. Как заявил мэр, многие из них изначально заключали со спекулятивными целями, не имели внятной концепции и были обречены на неудачу. В результате ревизии из 250 инвестконтрактов по 50 было принято решение о расторжении, так как их реализация серьезно осложнит транспортную ситуацию. В остальных случаях инвесторам дали возможность достроить объекты. Всего в Москве заключено инвестконтрактов на 40 млн кв. м недвижимости. Очевидно, что построить столько, особенно в центре города, невозможно, подчеркнул мэр.
«Сказанное отнюдь не означает, что мы собираемся сворачивать строительную деятельность, — поспешил успокоить присутствующих глава города. — Наоборот, предстоит построить немало, но по-другому, решая задачи гармоничного развития города».
СПРАВКА
Начиная с 2011 г. в Москве ежегодно будут вводить в строй не менее 2 млн кв. м жилья. В текущем году за счет средств городского бюджета планируется сдать 42 жилых дома общей площадью 634 тыс. кв. м, 64 детских сада на 9630 мест, десять школ на 6 тыс. мест, семь объектов здравоохранения, девять физкультурно-оздоровительных комплексов, 50 подземных уличных переходов, три станции метро, один пересадочный узел и 4,5 км линий метро. Введут в эксплуатацию гаражи-стоянки почти на 91 тыс. машино-мест.
Снятие барьеров
Как считает Сергей Собянин, серьезному притоку инвестиций в строительство жилья, гостиниц, объектов спорта и здравоохранения, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры мешают избыточные административные барьеры.
Марат Хуснуллин подтвердил: сегодня срок сбора всех документов составляет не менее 330 дней. Это при условии, что с документами все в порядке. В противном случае на получение всех согласований могут уйти годы. Сегодня власти хотят уменьшить этот срок в два раза — до 165 дней. В частности, предлагается сократить прохождение экспертизы проектов. Для сложных и уникальных объектов он составит до 50 дней, для типовых — до 30 дней, для объектов гаражного назначения — до 20 дней.
Облегчить жизнь инвесторам должен градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Этот документ будут разрабатывать и выдавать на руки застройщикам органы исполнительной власти. Как пояснил Хуснуллин, получив ГПЗУ, инвестору не нужно будет бегать по инстанциям, он сможет спокойно выйти на площадку и приступить к строительству. Никакой платы за получение документа взимать не будут.
Сергей Собянин также обратил внимание на своевременную подготовку земельных участков, которые выставляют на инвестиционные торги. Такие площадки должны быть полностью освобождены от собственности третьих лиц. С этой целью в структуре Стройкомплекса создано специальное подразделение, которое будет заниматься этим вопросом. В этом году городские власти обещают подготовить под застройку и выставить на инвестиционные торги около 400 участков.
К СВЕДЕНИЮ
На заседании коллегии Сергей Собянин заявил, что город планирует отказаться от практики подписания договоров аренды земельных участков на 49 лет, так как это порождает спекуляцию земельными ресурсами. По мнению мэра, срок аренды должен быть достаточным для проектирования и строительства, но не более пяти-шести лет. При этом размер арендных платежей должен компенсировать возрастание нагрузки на инфраструктуру и стимулировать скорейшее завершение строительства.
От глобального к локальному
Абсолютным приоритетом в градостроительной политике Москвы выбрано транспортное строительство. Из 360 млрд руб. адресной инвестпрограммы более 200 млрд руб. (почти 60%), направят на развитие улично-дорожной сети. При этом из программы убрали расходы на излишне дорогие проекты, а также объекты, расположенные в других городах России. Как объяснил М. Хуснуллин, улучшать дорожную ситуацию власти намерены преимущественно за счет мероприятий локального характера: расширение дорог, сооружение карманов для общественного транспорта, строительство эстакад.
«Мы считаем, что локальными мероприятиями мы достигнем большего эффекта, чем строительством пяти-шести крупных инфраструктурных объектов», — отметил глава Стройкомплекса. При этом от начатых глобальных дорожных строек город отказываться не намерен. Все они будут достроены, но в усеченном виде. Например, первый участок Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе предлагается проложить по другому маршруту — более оптимальному и менее дорогому. Такая же судьба у Северного дублера Кутузовского проспекта. Первоначально на строительство автотрассы планировалось израсходовать 100 млрд руб. По словам Хуснуллина, город не готов вкладывать в один объект половину средств своей транспортной программы. Сегодня найдено решение, которое позволяет вдвое снизить цену проекта.
Марат Хуснуллин также проинформировал журналистов о планируемом расширении МКАД, но не за счет увеличения полос, а путем строительства дорог-дублеров на тех участках, где это возможно.
Кроме того, городские власти хотят в разы увеличить количество мест для парковки транспорта. В этом году автовладельцы получат около полумиллиона машино-мест. Всего в ближайшие пять лет число парковок в мегаполисе увеличится на 2 млн.