Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Вся Россия
Ольга Трошева: «Цены на жилье будут только расти»
20 июля 2020
13 045
49
Ольга Трошева: «Цены на жилье будут только расти»
Застройщики Петербурга, в отличие от столичных, не уходили на вынужденные каникулы. Но и они столкнулись с ограничениями и падением спроса. О том, как это отразилось на рынке, Циан.Журналу рассказала руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (холдинг Setl Group) Ольга Трошева.

Ипотека движет рынок

— Что переживает строительный рынок в последние месяцы? Насколько сильно упали продажи в Setl Group и в целом по рынку?

— В марте мы отметили серьезное увеличение спроса: из-за нестабильности курсов валют и желания сохранить сбережения люди вкладывали их в покупку недвижимости. В апреле последовало снижение спроса из-за перехода в режим самоизоляции, продажи переместились в онлайн. Однако новое оживление рынка произошло уже в мае, после успешного старта программы льготной ипотеки со ставкой 6,5%. С тех пор спрос только растет — показатели уже сравнимы с аналогичным периодом прошлого года.

спрос

Объем спроса за первое полугодие составил 1,85 млн кв. м и превысил показатели стабильных лет развития рынка (I полугодие 2015, 2017 гг.). Только за II квартал за счет активных мая и июня было продано около 830 тыс. кв. м жилья, что превосходит прогнозы многих экспертов.

По данным КЦ «Петербургская Недвижимость»

— Насколько выросла доля ипотечных сделок?

— Раньше ипотечные сделки занимали 65% в общем объеме, запуск льготной ипотеки дал дополнительные 15–20%. Доля ипотеки в июне выросла до 80% — не только в Setl Group, но и у других застройщиков. При этом льготная ипотека превысила 90% всех сделок с использованием кредита: под нее попадали практически все приобретаемые квартиры, за исключением разве что многокомнатных, которые выбивались из максимального бюджета, предусмотренного программой.

ЖК «Чистое небо»

— Чего ждать после окончания программы льготной ипотеки? Как считаете, ее продлят?

— Как мы помним, предыдущая программа льготной ипотеки была продлена. Повторится ли это вновь, говорить пока рано, но те или иные меры поддержки заемщиков вполне вероятны. В любом случае, в июне ключевая ставка была уменьшена на 1 п. п. — это повлечет снижение ипотечных ставок банками. Они будут выше ставки по льготной программе, но в совместных программах банков с застройщиками вполне могут с ней сравняться.

Предложений меньше, цены выше

— В Москве и Подмосковье сроки сдачи объектов массово переносятся из-за простоя в период карантина. Как обстоят дела в Петербурге?

— В Петербурге ограничительные меры не были такими жесткими, как в Москве. И все компании из топ-10 во время карантина продолжали работать и возводить дома в прежнем темпе. Поэтому все надежные застройщики сдадут свои проекты в эксплуатацию в заявленный срок.

— С какими показателями рынок новостроек Петербурга придет к концу года? Зампред правительства РФ Марат Хуснуллин предсказывает снижение объемов строительства в целом по стране на 10%. Ожидаете ли вы уменьшения предложения в Setl Group и в городе в целом?

— В Петербурге действительно снизился вывод новых объектов в продажу. Если в прошлом году за I полугодие на рынке появилось 2,5 млн кв. м, то в I полугодии этого года — около 1 млн кв. м. Объемы вывода будут постепенно уменьшаться, как и количество выдаваемых разрешений на строительство.

По предварительным подсчетам, объем предложения по итогам полугодия уже снизился на 20%. Не исключено, что II полугодие скорректирует ситуацию, но пока тенденция такова.

Свою роль в этом сыграла не только пандемия, но и переход рынка на проектное финансирование. Очевидное замедление выхода новых проектов в продажу началось еще во II полугодии 2019-го.

— Что происходит с ценами на строящееся жилье? В ближайшей перспективе — скажем, к концу года — они будут расти или снижаться?

— Средние цены предложения продолжают планомерно идти вверх. За прошедшие шесть месяцев 2020 года стоимость 1 кв. м в возводимых объектах уже выросла на 6–7%. Очевидно, что к концу года мы выйдем минимум на +10%. Рост цен наблюдается не первый год, но если раньше это была реакция на активный спрос, в этом году это реакция и на сокращающийся объем предложения, и на растущий благодаря льготной ипотеке спрос.

цены

Средние цены в июне в классе масс-маркет в Петербурге увеличились на +0,9% за месяц (+7,2% с начала года) — до 122,8 тыс. рублей, в пригородах — на +1,5% за месяц (+4,9% с начала года) — до 80,3 тыс. рублей.

По данным КЦ «Петербургская Недвижимость»

— Экономисты предсказывают, что нас ждет затяжной кризис, в результате которого закроются многие компании и последуют увольнения. Это негативно скажется на платежеспособности потенциальных покупателей жилья. Что вы об этом думаете? Не пойдут ли цены вниз?

— Конечно, есть люди, которые попали в сложную ситуацию — это те, кто задействован в отраслях, пострадавших от пандемии. Сейчас многие из них воспользовались ипотечными каникулами, которые действуют только полгода. Есть случаи отказов от броней, расторжения сделок.

С другой стороны, к тем покупателям, которые по-прежнему готовы приобрести жилье, добавились инвесторы — те, кто стремится сохранить свои средства, вкладывая их в недвижимость.

В итоге покупательская активность велика, а объем предложения снижается — в таких условиях цены закономерно растут. Предпосылок к их снижению в Петербурге пока нет.

Вслед за рынком: онлайн и эскроу

— Setl Group использует онлайн-продажи? Останутся ли они на рынке после окончания пандемии?

— Мы использовали онлайн-продажи и до пандемии, поэтому быстро среагировали на ситуацию в апреле.

Те, кто использовал удаленные сервисы, оказались в выигрыше. Ведь мало просто иметь ресурс — нужно научить менеджеров им пользоваться.

Теперь онлайн станет частью нашей работы и в дальнейшем: мы прорабатываем инструменты, которые позволят использовать онлайн-форматы. Но пока мы постепенно возвращаемся в офлайн-режим с сохранением дистанционных опций.

— Продолжат ли люди покупать жилье удаленно?

— Поколения сменяются, покупатели молодеют — недвижимостью интересуется все больше людей, привыкших к онлайн-инструментам. Большинство вернутся в офлайн-режим с живым общением, поездками и просмотрами объектов, но даже им будут удобны удаленные сервисы — например, онлайн-консультации.

— Год назад строительный рынок полностью перешел на проектное финансирование и эскроу. Какова доля таких проектов в вашей компании?

— Доля строящихся эскроу-проектов в общем объеме возводимых проектов Setl Group составляет чуть более 3%. Это проекты в Калининграде и области и первые две очереди ЖК «Солнечный город. Резиденции» в Санкт-Петербурге.

ЖК «Зеленый квартал»

Кроме того, в июне холдинг Setl Group и ПАО «Сбербанк» заключили генеральное соглашение на проектное финансирование с 5-й по 11-ю очередь ЖК «Зеленый квартал» на общую сумму 15 млрд рублей.

— Растет ли доля эскроу-проектов в целом по Петербургу?

— В конце 2019 года доля эскроу была на уровне 10–15%, в I полугодии 2020 года — уже 57% вышедшего на рынок объема квадратных метров. Будет меняться соотношение и в общем объеме рынка — правда, небыстро: появляется мало новых объектов.

Концепции настоящего и будущего

— Проекты «Солнечный город» и «Солнечный город. Резиденции» в Красносельском районе Петербурга с одним и тем же застройщиком, в одной локации и со схожей инфраструктурой. При этом они очень разные по позиционированию: один — крупный многоэтажный проект, другой — его полная противоположность. Что показывает опыт реализации двух разных проектов в одной локации?

— Есть покупатели, предпочитающие жить на верхнем этаже с панорамным видом на квартал, а есть те, кто выберет уединенный, камерный проект с небольшим числом соседей.

ЖК «Солнечный город»

ЖК «Солнечный город» — это масштабный проект комплексного освоения территории, один из крупнейших в городе. Это лидер продаж: здесь ежемесячно продается несколько сотен квартир. Они оптимальны по бюджету, имеют небольшие площади и созданы для молодых деловых людей. Средняя цена 1 кв. м в ЖК «Солнечный город» — 102,3 тыс. рублей.

ЖК «Солнечный город. Резиденции»

Жилье в проекте «Солнечный город. Резиденции» чаще выбирают семьи — это малоэтажный комплекс, где гораздо меньше людей, ниже плотность заселения и больше площади квартир. Стоимость 1 кв. м в этом ЖК — 113,3 тыс. рублей.

— Как будут выглядеть новые городские кварталы Петербурга через 20-30 лет?

— Думаю, что будут развиваться основные тренды. Во-первых, тренд на экологичность — все больше людей обеспокоены влиянием человека на окружающую среду и поэтому поддерживают внедрение экологичных и природосберегающих технологий и процессов в своем доме.

Допустим, часто жильцы сами инициируют установку специальных контейнеров для раздельного сбора мусора, и управляющие компании идут им навстречу. Такие контейнеры установлены на площадках проектов Setl Group ЖК «Чистое небо» в Приморском районе и «GreenЛандия» в Мурино.

ЖК «Чистое небо»

К этому же направлению относятся экодизайн, скандинавский стиль в оформлении придомовых территорий и детских площадок: минимализм, экологичные решения и материалы. Например, в 7-й очереди ЖК «Чистое небо» появится детская площадка с игровыми элементами, созданными с использованием дерева, в нейтральных оттенках — за такой стиль проголосовали жители.

Еще один тренд — создание комьюнити, сообществ жителей дома. Люди готовы собираться, совместно решать вопросы благоустройства своего дома, и это позитивная тенденция.

Застройщики тоже стараются соответствовать современному рынку, улучшаются стройматериалы, инфраструктура. Даже в пригородах, где жилье недорогое, мы видим променады и другие объекты благоустройства, которых не было в проектах 10-летней давности. Закрытые дворы — тенденция, которая будет развиваться в городе.

Будущее жилых кварталов Петербурга зависит не только от трендов, но и от требований городских властей: именно они прописывают нормативы, в рамках которых работают городские застройщики.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
49 комментариев
ID 13108582 ID 13108582
25 июля 2020, 16:13
ID: 54870803
ещё один, безымянный мой ̶н̶е̶ умник-оппонент. К незнакомым людям надо обращаться на ВЫ. А то мало ли на кого попадёте.
А по существу сказанного вами:
90 процентов застройщиков НЕ строят за счёт кредитов. Не надо. Откуда у вас такая информация? Вы застройщик?, или это просто очередной ОБС?(одна баба сказала?) )))
Из разряда заказной мантры, которая была в апреле от всяких господ, про то, что в июне-июле рынок недвижимости рухнет, в стране начинается голод, какая там в опу недвижимость и вы москвичи будете отдавать свои метры... Цитата: "за мешок гречки", или за то что-бы не платить коммуналку. )))
Ответить
639/50 000
0/50 000
Дмитрий Искра
26 июля 2020, 14:26
Точно!
6/50 000
Дмитрий Искра
26 июля 2020, 14:26
"Ценождуны" - да, они такие )))
31/50 000
Ольга Жирикова
26 июля 2020, 18:22
У товарищей одна мантра... но и память, как у золотой рыбки. То есть хватает ровно на 15 минут. Не судите их строго. Они не смогут вспомнить, о чем говорили даже пару недель назад. Просто в силу физиологии. Но мечтать ведь не вредно! А главное, мечтать - это бесплатно. )))

Да что уж там, Игорь! Скоро квартиры вообще будут бесплатно раздавать! Надо просто немножко подождать)))
389/50 000
Дмитрий Искра
28 июля 2020, 21:46
Ржач, когда такие "ценождалки" приходят на просмотр ))))
56/50 000
ID: 54870803
25 июля 2020, 13:16
Только не вздумайте слушать этого несч...го дмитрий искра,у него несколько кв висят на продаже,вот он и готов встать в одну позу(с нарушенной сес.ориентацией).и не вздумайте его жалеть)))))))))))))))))
Ответить
201/50 000
0/50 000
Дмитрий Искра
26 июля 2020, 14:24
У меня уже давно ничего не "висит")
Выгодно с наваром продал и вложил в новострой))
89/50 000
Дмитрий Искра
25 июля 2020, 12:29
Ну я же говорил три месяца назад..) https://www.cian.ru/blogs-tseny-budut-rasti-304582/
Ответить
88/50 000
0/50 000
ID 13108582 ID 13108582
25 июля 2020, 13:21
Дмитрий, цены может расти чутка и будут, желание покупать будет,
просто покупать по этим ценам будет особо не кому.
Доходы нужны, для покупки.
Но и падать сильно в цене московские метры не будут. Продают как правило не последнее жильё, могут ждать. Ждать пол.года. год.
А потом мировая экономика пойдёт в рост, а за ней и экономика раши, вслед за всё более востребованными и дорожающими энергоносителями.
Трампампамп, вчера вот сказал. что американская экономика после кризиса восстанавливается довольно шустро. А от-то всё-же экономист, талантливый экономист, не чета рашевским выпускникам высшей школы гб (и ту на тройки).
За время восстановления мировой экономики, люди привыкнут, что сложились таки-вот цены. И будут ориентироваться опять на них.
Просто все эти разговоры про обрушение, падение, голод, массовые разорения, ... нагнетание паники, троллинг или озлобленность на собственников московского жилья.
950/50 000
ID: 54870803
25 июля 2020, 13:31
еще один умник нашелся ..Игорь,если ты не в курсе то 90% застройщиков строят за счет кредитов,может ты будешь закрывать их кредиты
130/50 000
Дмитрий
25 июля 2020, 15:36
В Москве, понятное дело, зарплаты высокие и необъективно завышены в сравнении с другими регионами. И цены там высокие, но вот какой там платежеспособный спрос - удовлетворит ли он аппетиты застройщиков и остальных?
Какой-то у вас совсем субъективно негативный взгляд на страну, да и Трампа вы хвалите так же предвзято - сколько раз он стройки проваливал и банкротился? Чего стоит вся эта "объективная" рыночная экономика более чем наглядно показала ситуация с Хуавеем.
473/50 000
Лекс Лютор
25 июля 2020, 20:51
Игорь - это меснтый иванушка , который считает , что вторичка должна стоить больше первички ...
95/50 000
ID: 54870803
23 июля 2020, 08:33
Тюмень сити, всякие восоединения,никак не повлияют на ценовую политику. Советую вам подождать как минимум пол года,чтоб весь рынок(особенно застройщики) осознали,что люди станут еще беднее.Почитайте комментарии Тимура В...это вкратце.
Ответить
234/50 000
0/50 000
Дмитрий
23 июля 2020, 11:35
Всё они осознают, тем более, что инфы у них в разы больше, поэтому и пытаются сейчас продать как можно больше квадратов путём снижения ставки, снижения цены под видом скидок, разными интервью, вплоть до этого - если уж крупнейший и один из самых надёжных застройщиков дошёл до заявлений типа цены будут только расти, то выводы делайте сами. Не уверен, может действительно в 2018-2019 роль сыграли сниженные ставки по ипотеке (правда, не в курсе их точной динамики, да и посчитать надо, что выгоднее - снижение на 3 % или на 3 миллиона), но, кмк, после 2009 рост цен был только на искусственной панике и ажиотаже.
612/50 000
Tyumen-city
23 июля 2020, 17:07
Да, спасибо, может быть дождусь девидентов сбербанка (октябрь), а дальше - посмотрим по обстановке - только боязно увидеть увеличенный ценник на вторичку...... По всей логике - должно быть понижение квадрата, слишком раздут + сокращение рабочих мест/отсутствие средств. 10 лет назад квадрат вторички в Тюмени стоил ровно половину цены сегодняшнего квадрата. Скрытое снижение цен Застройщиками уже видны: беспроцентные рассрочки оплаты до конца строительства, или оплата процентов по кредиту на год-три, распродажи под конкретные сегменты населения (военные, бюджетники, многодетные, иные различные льготники....с льготными % по займам). Основную цену не снижают. Сейчас уже можно найти немало кредитных квартир в новостройках – в которых годами не могут начать ремонт по причине отсутствия средств. Но нам нужна вторичка, центр, в идеале – сталинка.
849/50 000
ID: 54870803
25 июля 2020, 13:26
тюмень сити тебе говорят сиди и жди....,,будь я бабой купил на твоем месте себе зеркало который,по утрам мне будет говорить ...ты самая умная,красивая...и бледная)))
165/50 000
Tyumen-city
23 июля 2020, 07:59
Как все сложно! Рассматриваю вариант покупки вторички в Тюмени. Голова идет кругом - квартиры из избранного 50% цены поднимают, 50% снижают. Мне покупка не срочная - полгода-год может не понадобиться (хочу ребенка отселить в самостоятельную жизнь годам к 20, это очень скоро ))). Но..... вот еще есть критерий возможного роста цены на вторичку: объединение округов ХМАО и ЯНАО с центром в Тюмени (планируется на 2021 год). А это повлечет перемещение административных единиц (департаментов, управлений и тд) их Салехарда и Ханты-Мансийска в Тюмень. Соответственно возможна небольшая миграция чиновников.
Вопрос к профессионалам рынка: может ли это явиться дополнительным критерием повышения цены на квартиру или это мои необоснованные догадки? Просто хочется взять больше квадратных метров в рамках имеющегося лимита денег. Не знаю как поступить – то ли осень все же брать квартиру, как планировалось, то ли осенью-зимой вторичка подорожает? Есть какие думки по моему вопросу?
Ответить
980/50 000
0/50 000
Тимур В
23 июля 2020, 09:39
Ваш вопрос настолько сложный и на цену в вашем регионе влияет очень много факторов. Это как решать уравнение со множеством переменных. Хотел бы вас предостеречь с одним моментом. Если аналитика насчёт энергоносителей верна, то мир 2040-50 будет сильно отличаться от нынешнего. Нефть будет играть меньшую роль в мировой экономике. На снижение цены на нефть влияют следующие факторы:
- победа электромобилей на двс в развитых странах и Китае. Я понимаю для нас в России, электромобиль - это диковинка, но там эта уже норма, количество электромобилей будет расти гигантскими темпами. Тем более правительства поддерживают эту тему.
-правительства многих государств уже принимают меры по переходу от угля и нефти в энергетики к возобновляемым энергоносителям. Это вся Европа, США и Канада, Китай. Последний ещё и крупнейший производитель солнечных батарей.
- Сокращение пластика( например пакеты) и вторичная переработка. Тут советую посмотреть на пример Тайланда.

Я что хотел сказать, при низкой цене на нефть ваши предприятия связанные с нефтью станут убыточными и будут либо консервироваться, либо закрываться , а регион, скорее всего, дотационным. А жить в дотационным регионе - очень не просто.
1 225/50 000
Tyumen-city
23 июля 2020, 16:52
У меня электромобиль, и у некоторых моих знакомых тоже, так что не совсем поняла связь с моим вопросом )) Насчет цен на нефть - никак не влияет на содержание административных единиц - бюджет округов и Тюменской обл - не только нефть, но и разноуровневые налоги (местные, региональные). Если они центр налогов уберут и округов и остановят в Тюмени - бюджет Тюмени будет богаче + переселение. Вопрос в том: может ли повлиять миграция чиновников на цены на квадратные метры....
474/50 000
Сергей
25 июля 2020, 12:21
Купите американские рубли и ждите, в течении полугода -2 лет произойдет падение цен на жилье. На насыщающемся рынке жилья, только за последние 5 лет в среднем строилось 80 млн. кв. м в год, сейчас в стране 69 млн квартир при 140 млн жителей страны. В 2019г построено более 1 млн квартир и темпы строительства в течении 2-3 лет сохранятся. У вас тоже строится новое жилье. И многие выйдя на пенсию уезжают на юг с Вашего региона
427/50 000
Илья Б.
22 июля 2020, 17:09
Похоже на очередную обычную рекламно-заказную статью. То, что застроищикам деньги стали обходиться дороже, а у банков двойная прибыль - да, верно. А то, что спрос растет или остался на прежнем уровне - не верю. Новые проекты откладывают и ратягивают по времени, как и в прошлый кризис - для уменьшения предложения, т.к. не продать.
Сам следил за предложениями одной компании на комплексы в центре Петербурга - в марте обещали поднять цены с апреля, но по факту сделали скидку 4%, сейчас организовывают "финальные" распродажи со скидкой 20%. Да, цены не снижают, это все делают через акции и скидки, чтобы не портить видимость на "рынке". Что-то не поделились они _реальной_ статистикой по количеству заключенных сделок и действительной ценой за метр по сравнению с 2019 годом (а не почему-то послекризисным 2015 и вдруг 2017??).
Ответить
834/50 000
0/50 000
Тимур В
22 июля 2020, 17:55
Вы правильно заметили, хотя идет сильная словесная интервенция девелоперов, что все хорошо, цены растут и будут расти, но невооруженным глазом видно, как девелоперы дают скидки покупателям. Видимо, им запрещено снижать цены, поэтому они идут на всякие ухищрение(скидки, акции и т.д.).
286/50 000
Sosok
22 июля 2020, 15:44
Как же реалии сегодняшнего дня расходятся с желаниями.Людям на еду денег не хватает а они говорят что квартиры дороже будут,сказочники...
Ответить
137/50 000
0/50 000
Лекс Лютор
21 июля 2020, 09:11
напоминаю при девальвации 10% банки получили 1,5 трл рублей в этом году рефинансирования , и это не покрыло их убытков ... скачем дальше ...
Ответить
140/50 000
0/50 000
Тимур В
21 июля 2020, 08:59
Цена будут падать, так как нефть упала(цена и объем продаж) - халявные деньги закончились. Россию ждут трудные годы, в такое время вряд-ли найдутся люди, которые легко будут заходить в долгосрочный кредит. Негативные факторы:
- падение цены и объема продажи нефти.
- коронавирус.
- падение доходов граждан.
- увеличение безработицы
- банкротство предприятий
Ответить
382/50 000
0/50 000
Александр
21 июля 2020, 09:41
Вопрос только когда продавцы начнут снижать цены. На данный момент упорно держат, не продавая при этом по полгода-году
118/50 000
Тимур В
21 июля 2020, 10:10
Кто хорошо разбирается в финансах и экономики уже избавляются от недвижимости как актива. Это рынок и если продавцы считают, что единственная причина падения спроса на недвижимость - это коронавирус то это их право. Когда они увидят, что даже после снятия всех карантинных мер, спрос все равно низкий им придется снижать цены и фиксировать убытки.
348/50 000
ID: 44758549
21 июля 2020, 15:03
- закредитованность населения
- ужесточение требований банчков к заёмщику-физическому лицу
- огромное количество нераспроданного фонда
- изменение стратегии людей-миллениалов с "владеть" на "арендовать"
- естественная убыль населения
А игори, они такие игори... аш смишно...
300/50 000
Дмитрий
21 июля 2020, 15:35
Извините, но я до сих пор не могу поверить в это "лучше снимать вместо владеть", хотя признаю, что такое реально может быть и это я не понимаю, но мне кажется, что "зелен виноград".
Нераспроданные фонд это пустые новостройки, в которых половина или больше квартир могут пустовать? В этом смысле жирок ещё есть, и в 90-е кто-то смог выжить, а сравнить нельзя от слова совсем.
Ну и да, сейчас в провинции на ажиотаже люди сметают, что осталось, даже неликвиды, чтобы успеть до осени "спасти деньги", но если не понимаешь и спрашиваешь как, от чего? - объяснить не могут, просто страх после 1992, 97 и остальных, хотя, кмк, цены на недвигу растут на растущей экономике и зарплатах, а это сейчас просто паника и непонимание. Про депозиты тоже уверяют, что выдача будет свободная, хотя приходится хранить в государственных или самых больших под издевательские 4%, зато как все в нулевые смеялись с сериалов про СССР и сбервкладов под 2%.
942/50 000
ID: 44758549
21 июля 2020, 17:41
Извините, но я до сих пор не могу поверить в это "лучше снимать вместо владеть", хотя признаю, что такое реально может быть и это я не понимаю, но мне кажется, что "зелен виноград".==Извиняться совершенно ни к чему. Мыслить, рассуждать, спорить, переписываться пока не запрещено)))) А я Вам так скажу по сути "лучше снимать вместо владеть"-посмотрите на темпы роста парка долбанного каршеринга (чтоб он провалился!))) и на темпы падения продаж автомобилей.
456/50 000
Тимур В
21 июля 2020, 20:48
Очень не хотелось бы для России повторение американского сценария. Сейчас банки при полной поддержки государства выдают кредиты и ипотеку гражданам у которых нет стабильного заработка. Если в ближайшее время случится что-нибудь негативное, сильно повлияющее на экономику, то мы получим ипотечный кризис и массовые банкротства. Государство в условиях экономического кризиса и низкой цены на энергоносители ведёт очень рискованную игру. Очень надеюсь что негативные эффекты пройдут Россию стороной.
498/50 000
ID: 44758549
21 июля 2020, 21:21
Если Вы про 2007 год и про Lehman Brothers, Bear Stearns, Federal National Mortgage Association и Federal Home Loan Mortgage Corporation, то точной аналогии тех событий (кстати, не только в США, но и в ЕС) у нас произойти не может по нескольким позитивным причинам. В частности, были улучшены методики рискменеджмента в банчках и деривативы у нас не распространены.
365/50 000
Тимур В
21 июля 2020, 22:00
Базовая проблема остается. Когда в стране кризис и пока не понятно когда и как из него выйти, увеличивать выдачу кредитов людям у которых нестабильный доход, не совсем мудрое решение(на мой взгляд). Конечно, не бывает одинаковых кризисов. Но люди не смогут платить ипотеку, банку тоже не нужна ипотечная квартира, причем на падающем рынке недвижимости(хотя у продавцов и девелоперов другое мнение на это счет). Наличие большого процента токсичных активов в портфеле банка - это огромные риски.
494/50 000
ID: 44758549
21 июля 2020, 22:11
Да, все так. Вы все абсолютно правильно пишете. Базовые принципы экономики и рисков актуальны всегда или почти всегда. Я хотел сказать (помимо того, что цены будут снижаться с добавлением причин к Вашему перечню) что, у человеков есть глобальная проблема: абсолютное большинство из нас мыслит аналогиями. У нас попытки построения аналогий во всем: делай как он, носи то, что у него, купи телефон как у него и т.д. В экономике и рисках аналогии с прошлым плоховато работают. Вернее, работают, но с деталями, которые предсказать и увидеть очень сложно.
551/50 000
ID: 54870803
22 июля 2020, 15:57
Тимур а ольга трошева понятия не имеет из всего того,что ты перечислил , думаю она из своей зарплаты будет доплачивать покупателям,лишь бы цены поднять))).К последнему пункту я бы добавил ..банкротство предприятий и соответственно банкротство ипотечников(которых на рынке сегодня 90%).Людям лишь пообещали низкий процент,а вы попробуйте еще пойти и взять эту ипотеку.Банки раньше закладывали риски банкротство заемщика,сейчас тебе надо три раза доказать свою стабильную зарплату.Вот и дышать теперь застройщик на последнем вздохе,а многие из них уже перестают "дышать". Поэтому счетная палата и предупреждает,что обманутых дольщиков станет на порядок больше. И самое смешное,это спаситель домрф,который по второму кругу решил обмануть этих несчастных дольщиков
760/50 000
Сергей
25 июля 2020, 11:34
Забыли добавить - НАСЫЩЕНИЕ РЫНКА ЖИЛЬЯ, только за последние 5 лет в среднем вводилось по 80 млн кв. м в год, сейчас в стране 69 млн. квартир при ~ 140млн. ;жителей, в год строится более 1млн квартир . Куда их девать? кто будет покупать?
237/50 000
Сергей
25 июля 2020, 11:51
Забыли упомянуть о худо бедно, но насыщающемся рынке жилья, только за последние 5 лет в среднем строилось 80 млн. кв. м в год, сейчас в стране 69 млн квартир при 140 млн жителей страны. В 2019г построено более 1 млн квартир и темпы строительства в течении 2-3 лет сохранятся. Застройщикам выгоднее пока строить чем простаивать(кредиты, лизинг, налоги) Куда девать построенное? КОМУ ПРОДАВАТЬ?
392/50 000
Дмитрий
25 июля 2020, 15:26
г
Главное, что на это, в некотором смысле, и надежда - если вторичку могут попридержать и пожить в более стеснённых условиях, то для строителей продажа - это необходимость.
177/50 000
Лекс Лютор
21 июля 2020, 08:56
Все дураки один Игорь умный, который продает вторичку , которая лучше первички , но не может понять , почему его вторичку никто не покупает за наличку , а все берут ипотеки и берут первичку, воплями Игоря был удвлетворен в статье про первичку )))
Ответить
246/50 000
0/50 000
Ольга Жирикова
26 июля 2020, 17:47
Неплохой репчик получился. Может, вам лучше на сцену податься?
62/50 000
Лекс Лютор
30 июля 2020, 00:05
вся наша жизнь театр , а люди в нем актеры ...
46/50 000
Сейчас обсуждают
Как снять квартиру от собственника
Мне надо снять квартиру в долгосрочную аренду с 1 июня 2025 г. на год и более, живу и работаю в Санкт-Петербурге. Указываю долгосрочная аренда, объявления идут в перемешку. Два взрослых работающих человека, женщины, мать и дочь, без вредных привычек. Русские, граждане России, я логопед, дочь логист. Детей нет, животных нет. Сниму студию или однокомнатную квартиру в центре Петербурга или на Васильевском острове, на линиях. Сейчас проживаю на 8 линии Васильевского острова в студии, квартира летом сдается посуточно, надо съезжать, хозяевами это было оговорено при заселении, мы без претензий. При съеме жилья, главное условие метро в шаговой доступности.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости