На вопросы, связанные с выбором управляющей компании (УК) в новом доме, отвечает Луиза Кудашова, управляющая объектами недвижимости, юрист по вопросам ЖКХ
Допустим, дом новый, жильцы друг друга не знают. С чего начинать выбор УК? С какого времени платить за коммунальные услуги?

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 153 ЖК РФ у приобретателя квартиры в новостройке обязанность по оплате ЖКУ возникает с момента подписания передаточного акта. Однако в договоре долевого участия зачастую предусмотрено, что расходы по коммунальным платежам за период с даты ввода дома в эксплуатацию до подписания акта приема-передачи покупатели компенсируют либо напрямую застройщику, либо назначенной им УК. В принципе это обоснованно, так как обязанности по техобслуживанию дома, в том числе предоставлению ЖКУ, переходят от застройщика к УК. На практике в Москве и Московской области покупателям квартир в новостройках обычно выставляется авансовый платеж за четыре месяца, который был предусмотрен в п. 5.3 Постановления правительства Москвы № 942 от 08.12.1998 г. При этом в федеральном законодательстве такой нормы нет, а согласно ЖК РФ, УК и вовсе обязана выставлять оплату только по факту оказания услуг.
Как заключить выгодный для жителей договор с УК? На что обратить внимание при выборе компании, как промониторить рынок и т.д.?
— В принципе органы исполнительной власти, в том числе управы районов, обязаны не только организовать конкурс по выбору УК, но и оказать практическую помощь собственникам в проведении общего собрания и передаче дома обслуживающей компании (Постановление правительства Москвы от 27.07.2010 г. № 644-ПП «О развитии конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами в городе Москве»).
Если собственники осуществляют выбор УК самостоятельно, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
· опыт (год основания компании);
· практика работы (число обслуживаемых домов);
· наличие и количество уборочной техники;
· отсутствие жалоб, клиентоориентированность;
· наличие лицензий и сертификатов.
Кроме того, важнейшим условием для жителей является стоимость услуг компании и соотношение цены и качества.
Поиск УК можно, конечно, вести в СМИ или Интернете. Например, Мосжилинспекция ежемесячно проводит рейтинг УК и размещает информацию на своем сайте. Основным критерием является наличие зафиксированных фактов нарушений в управлении и эксплуатации. Правда, в исследовании имеется существенный минус — нет связи между количеством нарушений и числом домов, поэтому неудивительно, что первые места в рейтинге занимают УК, обслуживающие один-два дома, а в хвосте — компании с большим количеством объектов. Также существуют специализированные порталы по ЖКХ. Получить информацию об УК можно и в органах местной власти. Наиболее оптимальный вариант — найти организацию в своем микрорайоне. Территориальная близость немаловажна для оперативной и качественной работы. Кроме того, можно собрать отзывы, сравнить результаты деятельности своей УК с другими.
Какие работы УК входят в ставку содержания и ремонта, а что оплачивается жильцами дополнительно?
— Квартплата, ставка техобслуживания, ставка УК — все это вариативные названия тарифа за содержание и ремонт жилого помещения, который включает в себя оплату услуг и работ по управлению многоквартирным домом (МКД), а также содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества. Плата за жилое помещение за 1 кв. м в месяц формирует бюджет эксплуатации и техобслуживания каждого дома.
Все обязательные услуги УК перечислить сложно. Это содержание конструктивных элементов здания, уборка мест общего пользования и придомовой территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и крупногабаритного мусора, обслуживание общих коммуникаций, а также систем отопления, водоснабжения, электроснабжения, противопожарной безопасности, вентиляции и пр. Кроме того, УК занимается организацией работ с населением, подрядными и ресурсоснабжающими организациями и т.д.
(Перечень дополнительных работ и услуг, которые оплачиваются помимо ставки, смотрите в таблице.)
Дополнительные работы и услуги, не входящие в ставку содержания и ремонта жилого помещения | |
Внутриквартирные работы | Не связанные с общедомовыми инженерными системами, оказываются по желанию собственника на договорных началах или по утвержденным прейскурантам УК |
Организация охраны (ЧОП, консьержи) в доме, КПП | Постоянно, если принято решение на общем собрании собственников более 51% собственников МКД |
Уборка территории, в том числе дорог, не входящих в состав общего имущества | По мере необходимости, если принято решение на общем собрании собственников более 51% собственников МКД |
Ремонтные работы капитального характера | По мере необходимости, если есть решение общего собрания не менее 2/3 голосов собственников и постоянные платежи за капремонт (фонд капремонта) или за счет бюджетных средств |
Несколько рекомендаций для покупателей квартир в новостройках:
· самостоятельно или с помощью юристов изучите информацию по застройщику, инвестору и подрядчику;
· зарегистрируйтесь на форуме дома, знакомьтесь с другими покупателями и обменивайтесь информацией;
· держите связь с застройщиком или с риэлторской компанией, интересуйтесь не только качеством и сроками строительства, но и тем, какая УК и на каких условиях будет обслуживать дом после его ввода в эксплуатацию;
· при заселении и ремонте квартиры приглядывайтесь к работе УК, не подписывайте не глядя договоры и прочие документы, проверьте правильность начисления тарифов по ЖКУ (в Москве ежегодно утверждаются постановлением, в Московской области — муниципалитетом);
· оформите оперативно право собственности на квартиру (по № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. — не позднее 30 дней с момента подписания передаточного акта).